Шкурный интерес: почему выбор искусственного меха несет политический подтекст
Этой зимой приобретение пальто или шубы из искусственного меха станет эффектным стилистическим ходом - и важным политическим жестом.
В последней рекламной кампании Stella McCartney супермодель Амбер Валлетта озвучивает рецепт по спасению планеты: запрет на хранение оружия, тюремная реформа и циркулярная экономика. В этом видео она одета в шубу из искусственного меха, напоминающего лисий. Стелла Маккартни показала ее на дефиле под сводами парижской Опера Гарнье прошлой весной. А уже в сентябре дизайнер объявила о продаже части компании французскому конгломерату LVMH. Заполучив в портфолио экологичный бренд Стеллы, luxury-группа делает из него флагманский проект, основанный на идеях сознательного потребления и устойчивого развития индустрии. Категорический отказ дизайнера от работы с натуральной кожей и мехом - его важная часть.
Вопрос использования натурального и синтетического меха - ахиллесова пята luxury-бизнеса. Столетиями шкурки шиншиллы и горностая были маркером исключительного богатства и статуса. Аналоги из искусственных волокон (обычно это смесь эластана и полиамида) считались сугубо экономичной и не слишком убедительной альтернативой. Усилиями таких дизайнеров, как Маккартни, и при поддержке участников движения cruelty-free (мода без жестокости) искусственный мех превращается в символ новой сознательности. Так пытаются перезагрузить всю индустрию.
В текущем сезоне с синтетическим мехом работают, не пытаясь создавать иллюзию натурального. Демна Гвасалия в Balenciaga выкрашивает плюшевую шубу кубистического кроя в вызывающий аквамарин. На подиуме у Dries Van Noten искусственные палантины и муфты отливают бензиновыми разводами, а у португальского тандема Marques ' Almeida объемные полушубки с контрастным подшерстком расцвечены кислотными оттенками. Эти эксперименты превращают изделия из альтернативного меха в модный манифест. Они будут уместны на рейвах где-нибудь в Берлине или Киеве. Но за добропорядочных буржуа из XVI округа Парижа в них, увы, не сойти.
Оды старорежимной европейской роскоши слагает креативный директор Celine Эди Слиман. В зимней коллекции он исследует вкусы жительниц османских проспектов, сочиняя кейпы и пальто из искусственного меха благообразных оттенков слоновой кости или выкрашенные под леопарда. Смелую палитру для искусственного меха подбирает Tom Ford. В последней коллекции бренда шубы длины миди выкрашены в аристократичные цвета - сливовый, сиреневый и бургунди.
Искусственный мех природных оттенков используют Риккардо Тиши в Burberry и Джонни Йоханссон в Acne Studios. Но даже такой натурализм не в силах придать этим шубам респектабельности: синтетические волокна по плотности и структуре несравнимы с натуральными. У альтернативного меха из последних коллекций другой посыл: он заигрывает с идеей «тяжелого люкса», одним своим небрежным видом полностью ее же отрицая. В искусственных шубах и палантинах легко представить озорных героинь художницы Синди Шерман, изображающих дам с Пятой авеню, а вот самих этих гранд-дам - нигде и никогда.
Пусть с высоты хорошего вкуса искусственный мех - по-прежнему спорный сюжет, у него немало очевидных достоинств. В отличие от натуральных, синтетические шубы не требуют специального ухода и услуг промышленного холодильника в теплое время года. А мысль о том, что ни одно животное при их создании не пострадало, - веский и очень гуманный аргумент. Абсолютно в духе времени.
Текст: Веня Брыкалин.