Новости и события » Культура » Слово из трех букв: о фильме "Экс"

Слово из трех букв: о фильме "Экс"

Слово из трех букв: о фильме "Экс"

История одной экспроприации

Действие ленты "Экс" происходит в 1932 году на Галичине, когда участники Украинской военной организации (УВО), борющейся за независимость Украины, осуществляют нападение на затрапезную почту, совершая никакой не грабеж, а именно экспроприацию (сокращенно - "экс").

На том обстоятельстве, что на экране показан не банальный разбой, а политический акт, авторы акцентируют неоднократно: как в сценах самого "экса", так и подготовки к нему и суда над пойманными патриотами. Из того, что предприятие обернулось неудачей, секрет не делают, уже в дебюте показывая "дебюты" и налета и судилища, чтобы потом, отмотав сюжет назад, рассказать, как все начиналось, продолжалось и к чему пришло.

Кратко и по делу в Telegram

История одного преступления

Эта "перемотка", впрочем, может несколько обескуражить ("Эксу" вообще свойственно удивлять), поскольку, вернувшись в прошлое, авторы концентрируют свое внимание (и непропорционально большой его объем) на совершенно иной истории - непатриотичного львовского батяра (Анатоль Фон-Филандра), витиевато восхваляющего себя и много пьющего с девушками легкого поведения (одну из них сыграла Алина Коваленко, ранее создавшая схожий, но не столь эпизодический, образ в "Черном вороне" Тараса Ткаченко). Вот этот персонаж как раз и принимает участие в криминальных делах - антитезисе политических акций УВО.

История про украинскую историю

Его "подвиги" и политическая акция УВО, в итоге, найдут драматическую точку соприкосновения, добравшись к ней благодаря повествовательному пунктиру, который использует Сергей Лысенко, многое оставляя за кадром, как из художественных, так и, пожалуй, из производственных соображений (возможности кинокомпании "Т.Т.М." и бюджет 25,7 млн грн., по большому счету, не позволяют размахнуться на создание масштабных исторических реконструкций).

"Экс" напоминает сыр, в котором дырок больше, чем сыра.

Пропущенные же фрагменты зрителям помогают восстановить короткие реплики персонажей и история как таковая: фильм основан на реальных событиях и на болезненной "межвоенной" украинской истории вообще. Именно она позволяет заполнить "пустоты" в образах одних персонажей и начать воспринимать образы других не как простые функции, но как своеобразные архетипы.

Кадр из фильма "Экс"

"Патриотическое караоке"

Это обстоятельство превращает часть сцен кинокартины в подобие театра (в том смысле, в котором театр наполняет индивидуальные образы универсальным содержанием), а также - публицистического трактата (в том смысле, в котором он истово акцентирует на значимом, важном и необязательно оригинальном и неизвестном).

Возможно, наиболее полно это свойство ленты проявляется в организации сцен, которые завершаются хоровым провозглашением: "Слава Украине!" Они выполнены таким образом, что, буквально, подталкивают зрителей в зале дать ответ, превратив картину в своеобразное "патриотическое караоке" (подобный эффект не приуменьшает достоинств ленты, но лишь подчеркивает ее самобытный характер).

Между Квентином Тарантино и Кеном Лоучем

Эта самобытность прежде всего заключается в нетипичном сочетании кинематографических традиций и стилей, с которыми резонирует режиссерская манера Сергея Лысенко.

Из "интернациональных" заимствований наиболее заметным, безусловно, является воссоздание стилистики жестокого криминального разговорного фильма Квентина Тарантино, с акцентом на долгих монологах, сочных, тщательно выверенных репликах и ослепительных всполохах насилия, которые происходят в замкнутых пространствах - декорационном фоне интенсивного человеческого взаимодействия.

Однако, эта стилистика не является для фильма единственной и даже наиболее адекватной, поскольку "Экс" - это не криминальный остросюжетный фильм, но фильм, в первую очередь, политический.

Учитывая это обстоятельство, можно указать на иную, не менее важную, художественную взаимосвязь ленты - с европейской традицией социально-критического кино. Своим вниманием к человеческим трагедиям, рожденным польской "оккупацией", и, одновременно, акцентом на природе Галичины, в которую оказываются вброшенными одинокие герои, скрывающиеся от преследования, "Экс" напоминает драму Кена Лоуча "Ветер, что колышет ячмень" о борьбе Ирландской республиканской армии за независимость Ирландии в 1920-х годах.

Кадр из фильма "Экс"

Между Юрием Ильенко и Леонидом Осыкой

Использует Сергей Лысенко и классические достижения кинематографа (яркий пример тому - трюковая безотказная комедийная сцена с велосипедом), и, само собой, достижения украинского кино, с традицией которого демонстрирует тесную связь.

В титрах авторы называют украинских классиков, которым посвящают свой фильм (в частности, Юрия Ильенко). Однако, не менее важными для его художественного пространства являются классики неупомянутые: одна из сюжетных линий "Экса" предстает своеобразным переосмыслением эпизода "Каменного креста" Леонида Осыки, в котором селяне чинят самосуд над вором, а Олександр Норчук, который талантливо солирует в "Эксе" в образе крепкого хозяина, своей энергетикой заставляет вспомнить о выдающемся Константине Степанкове.

"Вiддана" - это миф Золотой Галичины: как экранизировали бестселлер Софии Андрухович

Создание своего киноязыка

Важной чертой фильма - пусть и не самой комфортной для его восприятия - является язык. Региональный характер ленты проявляется в том, что говорят в ней на украинском языке, который ближе не Тарасу Шевченко, но неотредактированному Ивану Франко; и своими особенностями, наверное, заставит не раз поежиться членов Национальной комиссии по стандартам государственного языка.

Но, все же, в первую очередь, говоря о языке "Экса", стоит отметить не работу сценариста Ярослава Яриша, но собственно самобытное творчество режиссера Сергея Лысенко.

Погружение картины в украинскую историю и апелляции к архетипам не связаны у него со старомодным способом организации повествования и рассказом как таковым. Хотя фильм купается в словах, не меньше говорит со зрителями музыка композиторов Романа Григорива и Ильи Разумейко, которую подают дозировано и к месту, и, в особенности, изображение, над которым трудился оператор-постановщик Сергей Михальчук.

"Экс" отличает сложное перемещение камеры внутри кадра, позволяющее расставлять дополнительные эмоциональные и смысловые акценты, не тормозя действия, использование эффекта съемки от первого лица и даже стремительное движение камеры по кругу, способное укачать, но более чем оправданное с художественной точки зрения.

Сергей Васильев для delo.ua

Слово из трех букв: о фильме "Экс"

Слово из трех букв: о фильме "Экс"


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх