Картина... из сахарницы: во Всемирном клубе одесситов показывают хрупкое искусство
Выставка мозаики Ольги Новак "Части целого" открылась в галерее Всемирного клуба одесситов (Маразлиевская, 7). Первые посетители буквально боялись дышать на экспонаты: они же из стекла! Чарли Чаплин как будто сейчас выскочит из рамы и начнет беготню по залу, а за ним, глядишь, и полицейские из немого кино появятся! Тонкие переливы пейзажей и натюрмортов при ближайшем рассмотрении дробятся на фрагменты, и замечаешь: вот тут кафельная плиточка с затейливым рисунком, а тут ягодки выложены из смальты, но как аппетитно!
Ольга Новак - дизайнер-декоратор интерьеров, художник-мозаичник, дизайнер ювелирных изделий. Четыре года работала декоратором витрин магазинов. Мозаика в ее жизни началась в 2010-м и продолжается по сей день. Создает уникальные мозаичные панно из цветного стекла, керамики, мрамора, смальты. Кроме картин, в мозаичной технике выполняет столики и столешницы, подносы, колонны, рамы для зеркал, вазы, подсвечники. Работы Ольги находятся в частных коллекциях в Украине и за рубежом.
"Люблю комбинировать материалы и техники, уходить от традиций римской (квадратный модуль) или флорентийской (идеальная подгонка изогнутых стыков) в творческий эксперимент с формой и фактурой материала, тогда мозаика становится более рельефной, живописной, иногда коллажной, - говорит художница о своем творческом методе. - Всегда все сложится! Бери и делай, даже не видя всей полноты задумки (затеи, предмета, проекта). Часть изначально содержит целое, как и целое вмещает части".
И действительно, все у нее рано или поздно складывается. Были бы заказчики побогаче, снабжали бы ее самоцветными камнями, спилы которых как раз то, что надо для флорентийской мозаики. Получались бы изумительные каминные экраны и другие прихоти роскоши.
"О том, как создаются эти работы, могу рассказывать долго, - говорит Ольга. - Материал, из которого создаешь мозаику, тебя же и обучает. Помогает умение видеть целое в частях. Хочу поблагодарить художницу Ольгу Разинкину, моего замечательного друга., за помощь в создании ряда работ. Надо сказать, у мозаичника творческий процесс проходит медленнее в разы..."
Самовольно раскрасить стеклышко нельзя, нужно найти такое, которое уже окрашено необходимым образом. Так, на копию "Ирисов" Ван Гога ушло 12 килограммов фрагментов цветного стекла. Чтобы подобрать цвета, нужно потратить много времени. Стекла автор берет у витражистов, квадратную стеклянную плитку покупает в строительных магазинах. А в ряде работ использована битая столовая посуда с красивыми узорами. Так что не спешите выбрасывать разбившуюся любимую сахарницу, вдруг осколки помогут мастерице создать шедевр?
"Техника, в которой Оля работает, чрезвычайно сложная, - говорит вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. - Мне особенно понравился ангел, летящий над городом, это как раз то, что нам всем сейчас нужно... Оля пришла к нам как поэт, я поначалу удивился, узнав, что она еще и художник. Сегодня мы открываем ее первую персональную выставку, это важное событие в жизни каждого творца".
"Я хорошо знал Олиного отца, - добавил директор клуба Григорий Барац. - Учился вместе с ним в техникуме промавтоматики, он был комсоргом курса. Мы вместе ходили в горы и занимались сувенирной продукцией под маркой "Одесский фальшивомонетный двор", выпуская монеты достоинством "Один Дюк" и тому подобное. Стопроцентно в Оле Левины гены! Он был искусник. Придумал, как анодировать круглую монетку без дырки: облой вытягивал наподобие эллипса и вставлял туда несколько монеток..."
Поэзия цветного стекла - бывает и такая. А полюбоваться всеми этими чудесами вблизи можно в течение месяца.
Автор - Ирэн Адлер, фото Александра Синельникова