В Берлине прошла премьера фильма по книге русского философа Владимира Соловьева
На 70-м Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильма "Мальмкрог" румынского режиссера Кристи Пую.
Мальмкрог - это немецкое название деревни в Трансильвании, где находится построенная в XV веке усадьба, некогда принадлежавшая венгерской аристократической семье Апафи. После прихода к власти коммунистов барский дом пришел в запустение, но в 2007 году его восстановили, и теперь он используется как гостиница. Здесь и снимался фильм, который первоначально назывался "Поместье".
Кристи Пую поселил в мальмкрогском особняке героев последней книги русского философа Владимира Соловьева (1853-1900) "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории", написанной в 1899 году.
В книге Соловьева в саду виллы на берегу Средиземного моря беседуют пятеро русских: генерал, политик, князь, дама и "господин Z. неопределенного возраста и общественного положения". Первый разговор посвящен войне, второй - общественному прогрессу, третий - Антихристу. В фильме Кристи Пую, сохранившего темы споров, их в течение одного дня перед Рождеством ведут по-французски европейские аристократы - Ингрида, Эдуард, Ольга, Мадлен и хозяин поместья Николай. Фильм разделен на шесть глав, названных именами героев, в их числе и дворецкий Иштван, который в дискуссиях участия не принимает.
В 2013 году Пую уже работал с книгой Соловьева в кинотрилогии «Три опыта интерпретации». Без декораций, частично импровизируя, участники семинара актерского мастерства произносили реплики персонажей «Трех разговоров». Диана Сакалаускайте, участвовавшая в этой постановке, играет в «Мальмкроге» Ингриду.
Книга Соловьева завершается "Краткой повестью об Антихристе", написанной монахом Пансофием. Это предсказание о том, что наступит новое монгольское иго, на смену ему придет триумф сверхчеловека-антихриста, который при поддержке масонов в XXI веке станет пожизненным президентом Европейских Соединенных Штатов. В фильме эта рукопись лишь упоминается.
История, которую в первом разговоре рассказывает русский генерал, видевший, как турецкие башибузуки заживо зажарили армянскую женщину и ее ребенка, и отдавший приказ истребить насильников, в "Мальмкроге" изложена в письме - его читает собравшимся жена генерала. Есть и другие изменения, но сюжеты и стилистика "Трех разговоров" сохранены.
Является ли Россия Европой в полном смысле слова? Как следует вести себя русскому европейцу?
Кристи Пую считает, что темы, волновавшие сильных мира сего сто лет назад, не утратили актуальность. Он назвал экранизацию "Трех разговоров" вдвойне сложной задачей, потому что приходилось воссоздавать дух эпохи с ее языком и манерами и при этом сохранить замысел Соловьева. Герои фильма спорят о том, может ли война быть справедливой (Соловьев критиковал идею Толстого о непротивлении злу насилием), и о сути европейского образа жизни. Является ли Россия Европой в полном смысле слова? Как следует вести себя русскому европейцу? Должна ли европеизация нехристианского мира - в частности, Турции - стать миссией русского народа?
Николай и его гости
Центральная тема третьего разговора - трактовка притчи о виноградарях, которые вообразили, что сад, куда они были посланы для работы на хозяина, является их собственностью, и убивали тех, кто напоминал о хозяине и обязанностях по отношению к нему. Имеют ли право люди жить, подобно грибам, беспечно, только для своей радости, не задумываясь о том, что могут оказаться на сковородке?
Герои Соловьева не подозревали, что существование их мира вскоре завершится восстанием низших классов, и в фильме, в отличие от книги, в качестве действующих лиц возникают слуги, выполняющие все пожелания хозяев. Но в недрах усадьбы зреет кровавый бунт.
- Кристи Пую (р. 1967) принято называть одним из лидеров румынской новой волны в кинематографе. Его фильм "Смерть господина Лазареску" (2005) получил награду в конкурсе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля. Он снял еще два полнометражных фильма: "Аврора" (2010) и "Сьераневада" (2016).?
- "Мальмкрог" открывает дополнительную конкурсную секцию Берлинале "Встречи", учрежденную в этом году новым директором фестиваля Карло Шатрианом для новаторских картин, демонстрирующих энергию XXI века. Фильм идет 200 минут.
- Подписаться