Navi 2X и RDNA 2: первые графические решения AMD с трассировкой лучей появятся в этом году
На мероприятии FAD 2020 планам компании в области графики был посвящен отдельный доклад, но вся информация носила общий характер. Первые носители архитектуры RDNA 2 появятся в этом году, в потребительском сегменте они будут относиться к семейству Navi 2X, а до 2022 года дебютирует семейство Navi 3X с архитектурой RDNA 3.
Конкретные сроки выхода первых потребительских видеокарт AMD с архитектурой RDNA 2 не называются, но официальный пресс-релиз компании гласит, что они появятся в конце текущего года. Получается, что ожидавшие встречи с «большим Navi» в третьем квартале потребители могут немного разочароваться. Среди нововведений архитектуры RDNA 2 ожидаемо упоминается поддержка аппаратной трассировки лучей и функции Variable Rate Shading.
Один из слайдов презентации AMD поясняет, что в семействе Navi 2X действительно появятся флагманские графические решения, но при этом не уточняется, выйдут ли они на рынок первыми. Уровень быстродействия в играх с разрешением 4K назван бескомпромиссным.
Многие из слайдов профильной презентации поясняют, что в рамках архитектуры RDNA 2 компании удалось добиться прироста производительности в пересчете на ватт в полтора раза по сравнению с графическими решениями предыдущего поколения. Около 60 % этого прироста, по словам представителей AMD, обеспечено микроархитектурными улучшениями, чуть больше 20 % прироста обеспечивает усовершенствованный 7-нм техпроцесс, оставшееся преимущество - это заслуга улучшения частотного потенциала и энергопотребления за счет компоновочных решений при разработке графических процессоров.
Как уже подчеркивалось, AMD не привязывает архитектуру RDNA 2 к конкретной версии 7-нм техпроцесса. Литография со сверхжестким ультрафиолетовым излучением (EUV) при производстве графических процессоров семейства Navi 2X использоваться не должна, но наверняка найдет применение при производстве их преемников с архитектурой RDNA 3. Возможен и вариант с переходом Navi 3X на более продвинутые ступени литографии - 6-нм и 5-нм, например. Под формулировкой «продвинутая ступень литографии» можно скрывать что угодно.
Несколько лет назад представители AMD уже признавались, что накопленный разработчиками центральных процессоров опыт будет использован при создании графических решений, и при разработке архитектуры RDNA 2 он действительно был реализован. Прогресс был достигнут в удельном быстродействии на одну команду, в компоновке блоков на кристалле, в тактовых частотах. AMD везде оперирует удельным быстродействием в пересчете на ватт, поэтому сложно оценить, каков будет «чистый» прирост быстродействия без оглядки на энергопотребление.
Именно этот удельный показатель используется при оценке прироста быстродействия настольной и мобильной графики при переходе от GCN к RDNA, и от RDNA к RDNA 2. Компания ставит планку на уровне полуторакратного прироста, что достаточно амбициозно. Настораживает только отсутствие упоминаний о «чистом» приросте быстродействия, как мы уже отмечали.
В рамках 7-нм технологии произойдет расщепление эволюционных путей развития графических архитектур AMD. От игровой RDNA отделится серверная CDNA, которая нацелена на работу с ускорением вычислений. Она будет активно использовать архитектуру Infinity для повышения эффективности обмена данными между разнородными компонентами.