Большой побег: Дрис ван Нотен рассказал о совместной коллекции с Кристианом Лакруа
Дрис ван Нотен совместно с Кристианом Лакруа создали коллекцию, лейтмотивом которой стал призыв к свободе.
Главную интригу своей осенне-зимней коллекции Дрис ван Нотен до последнего держал в секрете. Первый намек гостям, занимавшим места в зале парижской Opéra Bastille, дизайнер подал в виде символа - на каждом кресле лежала красная роза и маленькая открытка с загадочной аббревиатурой DVN x CLX. Так был анонсирован беспрецедентный творческий эксперимент: в этом сезоне Дрис ван Нотен объединил усилия с королем Haute Couture Кристианом Лакруа, который десять лет назад покинул свой бренд, основанный еще в 1980-х. Новую коллекцию Dries Van Noten они сочинили в четыре руки.
Спустя несколько дней после показа мы встретились с Дрисом ван Нотеном в его студии. С самого начала беседы становится ясно: работа с Лакруа стала для него бесценным опытом.
- Господин ван Нотен, что вы чувствовали, впервые разделив с кем-то выход в финале шоу?
- С Кристианом это получилось очень естественно. Создавая коллекцию, мы провели много времени вместе - обсуждали наши взгляды и предпочтения, чтобы свести их в одно целое. После всей проделанной работы было бы довольно странно появиться на подиуме в одиночку.
- Выход с невестой, которую вы оба вели под руку, был впечатляющим. Можно ли интерпретировать его как символ вашего союза?
- Естественно. Наша коллекция - это союз двух творческих умов. Это prêt-à-porter со множеством кутюрных акцентов, потому в коллекции есть прямая связь с высокой модой.
- Как началось ваше сотрудничество?
- Когда в феврале прошлого года я стал размышлять об этой коллекции, то быстро понял, что она должна была быть эскапичной. Наблюдая за происходящим в мире - имею в виду Дональда Трампа, Бориса Джонсона, - я видел два пути, как можно справиться с событиями: спрятать голову в песок или укрыться в волшебном мире фантазий. В побеге от реальности есть что-то целительное и закаляющее - и я начал смотреть в сторону образов середины 1980-х. Те времена были не лучше наших: общая политическая нестабильность, эпидемия СПИДа. В коллекциях Haute Couture того времени ощущалось сильное влияние творчества Лакруа: обилие рюшей и воланов, принт в горох, объемные рукава. Мой мудборд переполняли образы того времени. В одиночку я не смог бы оформить это в виде коллекции, поскольку это не совсем мой стиль. Поэтому я поделился своими идеями с Кристианом и в письме спросил, не хочет ли он стать соавтором. Я был слишком взволнован, чтобы звонить ему. Тем не менее он отреагировал очень быстро.
- Какой была ваша первая деловая встреча?
- Мы встретились в офисе на Елисейских полях на следующий день после акции желтых жилетов. В здании были разбиты окна, и мне казалось, что началась война. Были сомнения: а есть ли смысл в этой ситуации говорить о красоте, о рюшах с воланами, о принте в горох и жаккарде XVIII века? Но меня не покидало чувство, что это действительно важно. Я показал Кристиану первые наработки, и он пришел в восторг. Я хотел использовать знаковые элементы его коллекций, но интерпретировать их по-своему. Все-таки сегодня совершенно другое время. Тафта, которую он использовал, была сделана из чистого шелка, а та, что применял я, - из переработанных пластиковых бутылок.
- Как продолжилась ваша работа?
- Я сделал эскизы с кутюрными акцентами и попросил Кристиана порекомендовать студию, в которой можно было бы воплотить наши идеи. Он настоял на том, чтобы работой над этой коллекцией полностью занялась моя студия в Антверпене - считал, что так получится намного интереснее и современнее. Он оказался прав. Впервые мы встретились там в апреле и с тех пор каждую примерку проводили вместе. Первый образ, который мы сочинили, состоял из юбки, расцвеченной черно-белой графикой, и толстовки с тигровым принтом. Я подумал: «Боже мой, а в правильном ли направлении мы движемся, не слишком ли много всего?!» Потом Кристиан добавил перья в волосы модели. Внезапно лук стал обретать смысл: мы нащупали правильный баланс свободы и безумия.
- Сегодня сотни модных брендов и дизайнеров делают коллаборации. Для вас важно, чтобы вашу коллекцию таковой не считали. Почему?
- У термина «коллаборация» есть негативная коннотация, что, на самом деле, звучит досадно. Вокруг коллабораций нагнетают много шума, в основном ради прибыли. Это последнее, чего я хочу. Потому мы объявили о нашем сотрудничестве непосредственно на шоу. Мы не хотели ажиотажа в СМИ - мы хотели общаться, обмениваться идеями без шумихи.
- Вы считаете, обмен мыслями - это именно то, чего сегодня остро не хватает?
- Мир меняется. Безусловно, мы живем в трудные времена: с точки зрения как политических обстоятельств, так и климатического кризиса. Но в этом есть и позитивный момент - все больше и больше молодых людей объединяются, чтобы найти возможные решения этих проблем.
- Достаточно ли в мире моды серьезного сотрудничества, подобного вашему, чтобы двигаться вперед?
- Мода еще недостаточно развита. Мне нравится сравнивать это с ресторанным бизнесом: раньше были шикарные рестораны в мраморных дворцах с десятью кельнерами у каждого стола, а сегодня - уютные заведения, где нет помпезного меню и всего несколько сортов хорошего вина, о которых никто никогда не слышал. Мода - это по-прежнему мраморный дворец с традиционным представлением о роскоши.
- Как вы относитесь к тому, что модные бренды все чаще обращаются к социальным темам для продвижения своих продуктов?
- Как правило, бренды видят в острых социальных вопросах легкую возможность быстро себя продать. Но я не думаю, что стоит идти на такие шаги только ради выгоды. Клиенты не глупы. Протесты и феминизм, безусловно, важны, но лозунги на футболках... Только не это!
- А что вы думаете об устойчивом развитии?
- Разумеется, я всегда могу с гордостью сказать, что наша тафта и полиэстер сделаны из переработанного пластика. Но эти ткани доставляются нам службой DHL, которая упаковывает их в полиэтиленовую пленку. Такова реальность. Мы должны стремиться к тому, чтобы меньше вредить окружающей среде. Но я считаю, что мода не может быть совершенно экологичной. Не поймите меня неправильно, я стараюсь стать как можно более «зеленым», корректирую для этого свои привычки и образ жизни. Но я думаю, нам следует быть честными и пытаться сохранять здоровый баланс. Важно, чтобы мы осознанно подходили к своим покупкам: приобретали меньше вещей, выбирая те, что смогут прослужить дольше.
- Сочетается ли одежда из ваших предыдущих коллекций с одеждой из новых?
- Создавать одежду на века - не самоцель для меня. Внутренние ощущения - куда важнее: я очень счастлив, когда клиенты говорят, что заново открывают для себя вещи из коллекций, которым уже десять лет, и некоторые из них передают своим детям.
- Были ли внесены изменения в кастинг моделей для показа с Кристианом Лакруа?
- Девушки, которым сегодня по 18-20 лет, стремятся что-то изменить в нашем мире. Сперва я переживал, смогут ли они передать фантазийный характер коллекции. Но генеральная репетиция никогда не доставляла мне такого удовольствия, как в этот раз. Модели старались вникнуть в основной посыл коллекции - они были очень сосредоточены. Я подумал: «Вау, вот оно - следующее поколение». Еще каких-то пять лет назад нам бы вряд ли удалось представить коллекцию так эффектно на молодых девушках.
Текст: Деннис Браатц.