Под маской добродетели: как гигиена влияет на моду
Станет ли защитная маска базовой вещью гардероба? Рассуждает Татьяна Соловей и вспоминает как гигиенические требования влияли на наш внешний вид.
Сегодняшние соцсети поставляют тонны лайфхаков, которые призваны помочь человечеству выстоять в борьбе с коронавирусом. Картинки с водой, драгоценным потоком вытекающей из крана на мыльные руки. Картинки с полезными советами, как получить максимум при онлайн-обучении. Фото людей в защитных масках, которые еще месяц назад выглядели излишней бдительностью, а сейчас - здравым смыслом.
Вот поборница альтернативных целительных практик Гвинет Пэлтроу летит в Париж на показы в правильном аксессуаре. Марк Джейкобс красиво позирует в таком же на улице Нью-Йорка, пока модные медиа вспоминают его шоу для Louis Vuitton весна-лето 2008 с цитатами из серии The Nurse Paintings Ричарда Принца. Ударнее всех выглядит февральский показ Marine Serre: модели дефилируют в масках из совместной коллекции дизайнера со шведской компанией Airinum, которая специализируется на технологических аксессуарах. Марин Серр не раз оказывалась пифией модного мира: мусульманские мотивы в ее коллекциях рифмовались с темой беженцев в медиа, пошитая из остатков тканей коллекция - со звенящей эко-повесткой. Пока маски ассоциируются с новым миром, в котором страшно жить. Есть ли шанс, что они сменят статус: из символа апокалипсиса превратятся в новую норму одежды?
Гигиена не впервые влияет на моду. Высокие деревянные платформы венецианской знати в 15-16 веке предохраняли от уличной грязи костюм и тело. К пользе быстро добавился новый смысл - статусный: чем выше платформа, тем выше социальная страта. В 1430 венецианцы уже заботились о регуляции новой моды, издав указ об ограничении высоты до 3 дюймов (7,6 см).
Дальние родственники трусов, панталоны эволюционировали от модели, не сшитой по продольному шву, до закрытых подштаников. Они защищали от сквозняков и нескромных взглядов (кринолины при неправильном движении могли подняться выше талии). Прообразы первых бюстгальтеров начали появляться на волне исследований о вреде корсета, который деформировал внутренние органы.
Век модернизма подарил нам новый тип худой амбивалентной красоты, комфортной одежды, выросшей из спортивной и мужской униформы, и нижнее белье - в привычном нам виде. Да и сама тема нижнего белья вышла на всеобщее обозрение. В 1901 в Париже начал издаваться отраслевой журнал Les Dessous Elegants. В 1907 американский Vogue писал о первых brassiere, который собирался из чашек и скрепляющих лент. В 1914 публицистка и социальная активистка, отстаивающая права женщин, Мэри Фелпс Якоб получила патент на изобретение. Конструкцию из шелковых платков и ленты считают родоначальником современных бюстгальтеров. В 1932 brassiere сократилось до bra, а сами изделия начали маркироваться в привычных буквенных обозначениях A-B-C-D. В это же время женщины на волне популярности американского кинематографа массово начали отказываться от льняного белья в пользу шелкового (чаще - более доступной версии из искусственного шелка). Увы, из-за красоты картинки победила не гигиена, а реклама.
Впрочем, в архивах киноиндустрии есть и похвальные истории. Актриса Вероника Лейк в 1930-х была обладательницей роскошной укладки с мягкой волной. В начале Второй Мировой она трансформировала ее, заколов локоны в аккуратную прическу. В позднем интервью она вспоминала, что смена образа случилась по запросу Военного министерства США. Женщины Америки последовали ее примеру. Большая часть из них вместо мужчин работала на промышленных производствах. Количество несчастных случаев, которые происходили из-за попадания волос в станки, уменьшилось на 25%.
Модные журналы были более радикальными и пропагандировали короткие стрижки вместе с новой бережливостью. Редакторов британского Vogue вызывали на брифинги в Министерство информации: его глава, издатель Брендан Брэкен, считал женскую прессу ключевым каналом для коммуникаций правил военного времени. Пресса рекламировала красоту короткой стрижки, тогда как редакторы советовали чиновникам изменить дизайн защитных головных уборов для работниц на более привлекательные. «Когда лорд Вултон призвал нас вылизывать банку из-под варенья, манеры изменились соответственно», - писал британский Vogue в 1940-х. (Лорд Вултон в 1940-м возглавил Министерство продовольствия и призывал домохозяек подходить креативно к стряпне на основе продуктов скудного военного пайка). Дефицит военного времени может и не шел на пользу манерам, но окончательно легитимизовал стрижки как норму работающей женщины.
В процессе технического прогресса базовые проблемы гигиены были решены, и тема безопасности вышла на первый план. Социологи из феминистского лагеря говорят о том, что купальники и нижнее белье стали более откровенными синхронно с популяризацией противозачаточных таблеток. Они же говорили о пользе колгот, ставших популярными в 1960-х вместе с мини: больше, чем пояс и чулки, они защищали женщину в ситуации насилия.
След эпидемии ВИЧ в моде труднее обозначить. Вместе с преодолением проблемы общество училось толерантности - к инфицированным и людям, которые живут вне принятых норм. Квир стал достоянием улиц, а не маргинальных клубов. В 1979 общество «Сестер бесконечной снисходительности» (Sisters of Perpetual Indulgence) устроило первую публичную акцию с участниками в макияже дрэг-квин и белых клобуках монахинь. В 1984 Жан-Поль Готье показал первую мужскую коллекцию Man As Object, в которой героями сексуальной объективации стали мужчины. Мужские юбки, платья с бюстье, персонажи и клише из гей-культуры стали нормой его коллекций, равно как фильмов Альмодовара вроде «Дурного воспитания». Гигиене толерантности учатся не все и не быстро, но результаты легко заметить на подиумах и ювелирных витринах. Мир отвыкает от привычных гендерных образов.
Сегодня на фоне коронавируса с режима беспечности люди переходят на домашний карантин и учатся выходить на улицу только в маске. Скорость этого переключения поражает наравне со статистикой распространения вируса. Если план изоляции сработает, то привычка может укорениться как положительная - для профилактики иных опасных инфекций вроде гриппа. Научимся подбирать маски «к лицу», как солнечные очки.