История одной вещи: корсет Vivienne Westwood
На протяжении веков корсеты были неотъемлемой частью женского гардероба, и только в начале ХХ века Коко Шанель сделала революцию в мире моды, «освободив» женские тела от этого предмета одежды, сковывающего движения и временами вызывающего дискомфорт. О корсете забыли до 1970-х годов, пока панк-мода не показала, что эту вещь, можно ассоциировать с сексуальностью и девиантностью и носить каждый день. По большей части, современный корсет стал широко признанной частью модного гардероба в 1990-х, во многом благодаря Жан-Полю Готье и его модели с конусообразным лифом, в котором выступала Мадонна во время тура Blonde Ambition в 1990-1991 годах. Но впервые новую жизнь этой вещи дала Вивьен Вествуд.
Вивьен Вествуд в принципе славится своей любовь к интерпретациям английской традиционной одежды и ее инновационным подходом к ее пошиву. Даже в панк-годы, когда она и ее коллега Малкольм Макларен создавали грубую деконструированную уличную одежду, в дизайне Вествуд использовались исторические ссылки. Она с самого начала создавала архетипический облик панка, с помощью различных позаимствованных у прошлого деталей. К примеру, источником вдохновения коллекции Pirate сезона осень-зима 1981/1982, была гравюра XVIII века, а название линейка получила в честь того, что она якобы «грабила» историю, представляя бриджи и вздымающиеся рубашки, используя полосатую тканью.
В прочем, Вествуд быстро осознала силу истории в ее коллекциях, что помогло ее карьере преодолеть разрыв между субкультурным прошлым и миром высокой моды. В одном из интервью дизайнер сказала: «Мы - прошлое. Откуда вы берете свои идеи, если не из прошлого?». После Pirate она «ограбила» ряд других исторических периодов и культур с коллекциями Savages (весна-лето 1982) и Buffalo / Nostalgia of Mud (осень-зима 1982/1983). Дизайнер пополняла свою копилку исторических знаковых вещей с каждой коллекцией.
Юбка Mini-Crini, разработанная для одноименной коллекции сезона весна-лето 1985 года, сочетает в себе конструкцию викторианского кринолина с современной мини-юбкой. Юбка в форме колокольчика стала дерзкой переработкой одного из самых известных предметов одежды XIX века и одной из самых культовых вещей, созданных Вествуд. С этой коллекцией дизайнер начала проявлять еще больший интерес к самым классическим историческим элементам гардероба.
Хотя Вествуд исследовала панк-версии нижнего белья в качестве обычной одежды еще в ранние годы (она создала повседневную одежду из корсетных деталей в фетишисткой коллекции SEX в 1970-х годах, а в Nostalgia of Mud надела шелковый бюстгальтер поверх рубашки), она превратила корсет в изысканную полноценную независимую одежду в своих модных коллекциях конца 1980-х, включая Harris Tweed (осень-зима 1987/1988) и Time Machine (осень-зима 1988/1989).
В 1990-х годах свои знаменитые корсеты Вествуд разработала под влиянием моды и культуры XVIII века. Эти корсеты были изящно окрашенные и изготовленные из эластичной ткани. Форма повторяет оригинальный исторический референс. Как и его предок, этот корсет отличается жестким внутренним соединением, широкими лямками и V-образным вырезом. В то время как большинство корсетов XVIII века были сделаны из простого белого хлопка или льна, в версии Вествуд он пресдтавлен с принтом в виде детали картины 1743 года «Дафнис и Хлоя» Франсуа Буше.
С тех пор Вествуд усовершенствовала, переработала и ремиксировала стиль, который она разработала в 1980-х годах, используя свою собственную работу в качестве эталона. В течение многих лет она использовала корсет в своих коллекциях для представления пола, неволи, сдержанности и фетиша. Начиная с корсетов с картинами XVIII века коллекции Portrait осень-зима 1990/1991, и бальных платье коллекции Café Society весна-лето 1994, до корсетов из хлопка для ее более демократичной линии Anglomania, и текущих коллекций, которые теперь разработаны ее мужем, Андреасом Кронталером.
Она один из немногих современных дизайнеров, которые используют в своих коллекциях корсеты елизаветинского стиля и часто делают акцент на узоре ткани и высокого уровня детализации. Ей нравится использовать тартан, а также шелка и бархат, а сочетание прочной конструкции и качественных тканей создают действительно уникальные корсеты.
Влияние ее работы заключается в том, чтобы продвигать идею изучения исторического платья, что в свою очередь можно использовать для подрыва идей прошлого и использования их для уличной современной моды. Она показала, что при изучении и понимании формы, конструкций и декораций старые вещи могут легко вписаться в гардероб XXI века.