Великая сила маски
Испокон веков человек использовал маски как средство преображения, коммуникации, устрашения и защиты.
Маска появилась как реквизит культа. Ритуальные маски изображали животных, духов, мифологические сущности, силы природы и надевались участниками культовых обрядов. Они широко известны с древнейших времен у многих племен и народов мира. В культовых обрядах маска служила средством коммуникации с духами и мистическими силами природы. Ритуальная маска обладала мощной энергетикой, ведь ее носитель на время обряда переставал быть собой и перевоплощался в сущность, в маске изображенную. До сих пор в фольклорных традициях сохранилась вера в великую трансформирующую силу маски. Использует эту волшебную энергетику с давних пор и искусство.
Из глубины веков до нас дошли маски из камня - самым древним около 13 тысяч лет. Материалом для изготовления масок служили растения, перья, дерево, кожа, ткань, металл или папирус. Золото использовалось в исключительных случаях, например, для погребальной маски древнеегипетского фараона Тутанхамона.
Золотая маска Тутанхамона служит прекрасным образцом древнеегипетского ювелирного искусства. В отличие от посмертной маски из гипса, которая является слепком с лица усопшего и остается в мире живых, погребальная маска сохраняет лицо покойного для его путешествия в мир загробный.
Маска - это есть лицо: погружение в образ
Достоянием культуры маску сделали в Европе древние греки. Античный театр вышел из культа Диониса, покровителя виноградарства и веселых пирушек. Но Дионис был также божеством, символизирующим глубокие метаморфозы человеческой души, он учил людей видеть не только то, что лежит на поверхности, а понимать истинную суть вещей.
Маски в античном театре были не просто смеющимися или плачущими, они олицетворяли десятки самых разных человеческих типажей и душевых состояний. Любопытно, что театральные маски древние греки "масками" не называли. Эллины говорили "просопон", то есть буквально "то, что вы видите перед собой". Этим же словом древние греки обозначали и переднюю часть головы. То есть "просопоном" было и лицо, и театральная маска.
Древние латиняне называли театральную маску похожим словом "персона". Со временем так стали называть сценическую роль, а потом и роль, которую человек играет в общественной жизни. Многочисленные смысловые метаморфозы в ходе истории привели к появлению у "персоны" в ее первоначальном значении "театральная маска" значения "личность", обозначающего человека как индивидуума. Опять парадокс. Но почему тогда в современных европейских языках используется не греческий и не латинский термин для обозначения маски, а слово из совсем иного культурного контекста?
Христианство вытеснило античную культуру со всеми ее богами и парадоксами, включая концепцию сущностного единства лица и маски. Предмет, скрывающий лицо с определенной целью, получил новое название. Оно пришло, как считается наиболее вероятным, из арабского языка, в котором "маска" имеет смысл "шут" или "человек на маскараде". Возможно, что этот термин перешел от сицилийских арабов в итальянский язык, а уже оттуда распространился по всему миру. Как бы там ни было, у маски появился новый смысл, которого не было в античные времена: слово стало ассоциироваться с сокрытием истинного лица за фальшивой личиной, то есть с неправдой.
Пытки, чума и маскарад
Средневековая Европа, позабыв про античные смеющиеся и плачущие маски, изобретала свои, в которых реальные слезы проливали живые люди. Сварливых жен и неправедных мужей выставляли в качестве наказания на людном месте в "позорных масках" из металла, символизирующих бесчестие. Непослушным школярам надевали маску с ослиными ушами. А вот маску чумного доктора средневековые лекари во время эпидемий носили добровольно.
Устрашающие маски с огромным птичьим клювом должны была прогнать болезнь, от которой не было лечения, но, прежде всего, они защищали (наподобие современных респираторов) самих докторов от инфекции. В клюве находились пахучие травы, спасавшие медиков от чумного смрада.
В культурный контекст маска вернулась в эпоху Ренессанса через итальянскую комедию дель арте - в фарсах, построенных на импровизации, актеры в полумасках играли всю свою сценическую жизнь одного и того же персонажа.
Популярным развлечением среди аристократов были в ту пору костюмированные балы, на которые гости являлись в масках, позволяющих сочетать распутство с анонимностью. В повседневной жизни того времени маски давали возможность знатным путешественникам передвигаться по Европе инкогнито. Маскарадная маска продолжает жить и сегодня в традициях венецианского и прочих карнавалов. Но вот на большую театральную сцену маска так и не поднялась. Традиция древнего театра маски, которая продолжает жить во многих восточных культурах, в Европе оказалась утерянной.
Маска в современном искусстве
Зато сложная и противоречивая метафорика маски, обусловленная ее культовым рождением и античным воспитанием, громко резонировала в изобразительном искусстве. Интерес к маске как мотиву возник уже в эпоху Ренессанса. В конце XIX века художники напрямую указывали на истоки маски в античной древности.
Модерн сделал ее неисчерпаемым источником вдохновения для экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов и прочих представителей творческого авангарда. Считается, что кубизм как новый художественный стиль, появился в результате знакомства Пикассо с африканскими тотемическими масками.
В современной культуре маска продолжает жить в изобразительном искусстве, проникла в кинематограф и видеоигры, покорила популярную музыку. Маски носят фиктивные персонажи и реальные знаменитости. Майкл Джексон превратил в маску даже собственное лицо. Daft Punk не появляется на публике без шлемов, своего фирменного камуфляжа. Другим достаточно маски из грима.
Мотивов использования маски, наверное, не меньше, чем ее разновидностей. Маска как новое лицо меняет все и сразу, и восприятие себя и реакцию окружающих. Посмотрим, как изменится нынешний мир, одетый поголовно в защитные маски. Хочется верить, что маска со временем снова будет нужна лишь специалистам определенных профессий, и будет нас не пугать, а радовать.