Перегибы декоммунизации: зачем третируют «отцов идей» украинской независимости и хороших литераторов? (колонка главного редактора)
В Украине полным ходом идет декоммунизация - переименовывают населенные пункты и улицы, названные в честь тех, кто способствовал ликвидации нашей независимости на заре XX века и участвовал в массовых убийствах; сносят памятники палачам и руководителям тоталитарного режима. В принципе (с оговорками, о которых я уже упоминал в одной из прошлых колонок) с этим можно согласиться. Думаю, даже адекватные приверженцы коммунистической идеологии, среди которых, кстати, далеко не все жаждут восстановления советской империи, не шибко против этого процесса. В конце концов, что для настоящего коммуниста, который борется за освобождение человеческой личности от оков эксплуатации, замшелые идолы и лидеры одного из самых несвободных обществ в истории цивилизации?
Однако на местах, простите за сталинскую риторику, откровенно перегибают. Скажем, чем им не угодил Аркадий Гайдар - хороший писатель и честный человек? В декоммунизационном законе прямо говорится, что под запрет подпадают только лица, "занимавшие посты в Коммунистической партии Советского Союза, высших органах власти СССР и УССР; работники советских органах госбезопасности; люди, участвовавшие в установлении советской власти на территории Украины и преследовавшие участников борьбы за независимость Украины". Гайдар не соответствует ни одному из этих критериев. Однако в Черноморске (бывшем Ильичевске) почему-то переименовывают улицу, названную в честь автора "Тимура и его команды".
Аналогично и с Маяковским, чье имя тоже стирается из нашей топонимики. Чем угрожает один из классиков "Серебряного века" Украине 2010-х? Да, он был, кроме прочего, советским пропагандистом, свято верил в победу коммунизма и все такое. Думаю, и от украинского национального движения Владимир Владимирович, кстати этнический украинец, был не в восторге: такое было время. Но согласитесь, роль Маяковского в извечном насилии над украинским политогенезом вряд ли сравнится с многолетним конформизмом мэра того же Черноморска-Ильичевска Хмельнюка. Вреда бывший товарищ первый секретарь горкома нанес куда больше, чем весьма едкий поэт, которого, надо сказать, и советская власть недолюбливала. Да и не вспомнит никто Хмельнюка через 80 лет, а вот Владимира Маяковского, открывшего новую страницу в русской словесности, вспоминают, цитируют и будут вспоминать и цитировать:
"море уходит вспять
море уходит спать
Как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид".
Черт возьми, отличный поэт!
Еще одна спорная личность, которую под соусом "декоммунизации" пытаются предать забвению - Карл Маркс. Он не был врагом украинской государственности и, по большому счету, не причастен к установлению тоталитарного режима в бывшей Российской империи. Говорить, что его "Манифест" (в котором "призрак бродит по Европе...") имеет отношение к убийству миллионов наших сограждан - это примерно то же, что считать гуманистов XVIII века виновными в мировых войнах века двадцатого. Или Альберта Эйнштейна в атомном апокалипсисе Хиросимы и Нагасаки. Идея и практика - две разные вещи, особенно если идея не призывает к массовым казням, а наоборот, способствует раскрепощению людей. Нацизм прямо агитировал за убийства, Маркс - нет, и это факт, в достоверности которого каждый может убедиться, почитав первоисточники.
Более того, Карла Генриховича вполне можно считать идеологом украинской государственности. Он одним из первых признал Российскую империю "тюрьмой народов" и считал ее главным противником установления социального мира на планете. Собственно, именно поэтому в тогдашней России у него было так много сторонников: образованная часть населения империи отнюдь не считала приемлемым сценарием дальнейшего развития "русский мир" в его черносотенной редакции (ее навязывали тогда и навязывают сейчас всем русским те, кто имеет наглость говорить от имени огромного народа). И именно поэтому в современной России о нем забыли: Маркс был и остается знаменем антиколониальной борьбы, а нынешняя РФ строит колониальную империю образца XIX века. Современная Украина при всех своих негараздах противостоит этим устремлениям "большого брата", отсюда и идиосинкразия к марксизму у "братьев". Нам ли, свободной нации, следовать их дурному автократическому примеру?
Карл Маркс называл Запорожскую Сечь "христианской казацкой республикой" и осуждал политику российских самодержцев по ее ликвидации.
Марксистами были многие известные украинские деятели, в том числе входящие в официальный пантеон: литератор Иван Франко, поэтесса Леся Украинка, первый премьер (генеральный секретарь) независимой Украины Владимир Винниченко, глава Директории Симон Петлюра и многие другие. Первый президент нашей страны Михаил Грушевский разделял многие взгляды Маркса и уж точно не считал его врагом нации.
Все упомянутые читали немца в оригинале, а не в советских переводах, как люди, инициирующие демонтаж его бюстов и переименование улиц.
Так может, будем бороться не с Марксом, а с настоящими ворами и убийцами, коих немало и в современном украинском политикуме?
Автор - Олег Константинов, главный редактор "Думской"