Что там у нас с коррупцией? Да все так же
Государственная комиссия статистики опубликовала отчет о закупках товаров (работ, услуг) за счет бюджетных денег. Теперь можно честно, а не "с потолка", сказать, что же у нас происходит с госзакупками, и действительно ли коррупция уже искоренена. Или... Страшная сила эта статистика в руках опытного эксперта.
За 2015 год было заключено договоров на закупку товаров, выполнение работ и услуг за бюджетные средства на сумму 263 млрд грн. В 2013 году было заключено соглашений на госзакупки на сумму 2805 млрд грн. Экономят. Денег не хватает, и поэтому закупок меньше.
По структуре источников денег. В 2015 году около 62 млрд грн составили деньги из госбюджета, около 61 млрд грн - деньги местных бюджетов, около 92 млрд грн - деньги государственных предприятий и около 42 млрд грн - деньги корпоративных государственных предприятий. В целом, деньги действительно громадные. Неудивительно, что у нас так сражаются за то, кто будет контролировать государственные предприятия. Тут действительно широкий простор для госзакупок и наибольшие риски коррупции. За всем не уследишь, и поэтому время от времени украинцы читают сенсационные сообщения о том или ином коррупционере. Вот только беда, что дальше разговоров дело не идет.
В прошлом году очень много говорили о том, что теперь у нас госзакупки проводят очень прозрачно и публично. Многократно рассказывали о новой информационной платформе ProZorro, которая просто таки ликвидировала всех коррупционеров. Но вот что интересно: согласно официальным данным Государственной службы статистики около 42% всех госзакупок было осуществлено без тендеров, по упрощенной системе, когда продавца выбирали сами заказчики в лице распорядителей бюджетных денег. Это без малого 112 млрд грн, на такую сумму было заключено соглашений по госзакупкам без тендеров.
Для сравнения: в 2013 году таких бестендерных закупок было 34% от общей суммы госзакупок. Это что же получается, что после всех разговоров, что теперь деньги госбюджета тратят только публично и честно, оказалось, что количество непубличных и вообще закрытых сделок с бюджетными деньгами только выросло. На это есть оправдание. Приходится много закупать для армии, а это информация закрытая, и вообще тут не может быть никаких тендеров, потому что тогда враг в лице России будет знать, сколько армия купила танков или снарядов. Такая информация не сообщается, и покупки таких товаров идут без тендеров. Какие там тендеры, сами у себя и покупаем. А заодно можно и другие товары купить, и не только для армии. Благо, в такое время очень популярной стала пословица: "Война все спишет".
Что касается самих закупок по процедуре, как требует закон о госзакупках, тоже не все так просто. В 2015 году только 28% всех госзакупок было осуществлено на открытых торгах. В 2013 году этот показатель был 34%. Очень много госзакупок проводили на специальных аукционах, и с особыми условиями, когда продавцы были заведомо известны, так как условия таких аукционов и тендеров были заведомо сделаны в нужном направлении для нужных людей.
Говорить о борьбе с коррупцией легко и весело. Тем более, когда никто реально не обращает внимания на то, что же действительно происходит в Украине с госзакупками. А действительно ничего не меняется. Как и до 2013 года, большое количество госзакупок проводят без процедуры и тендеров, а согласно указаниям вышестоящих организаций. Несмотря на все разговоры о публичных торгах на практике доля публичных торгов по госзакупкам даже уменьшилась в 2015 году по сравнению с 2013 годом. Зато как много и красиво было сказано о реформах правительства Яценюка, о борьбе с коррупцией и о врагах, которые мешают бороться с коррупцией нашим реформаторам.
Александр Охрименко Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].