Обманчивая нагота: Музей современного искусства Одессы украсился живыми скульптурами
До 28 сентября в Музее современного искусства Одессы (Белинского, 5) работает выставка культового художника Александра Шевчука "Садово-парковая скульптура". На вернисаже некоторые кадры винтажных "ню" были оживлены молодыми и стройными перформерами, жаль, при перемене поз оказывалось, что грим стерся с определенных частей тела, и на скульптуру уже не очень похоже... Но во всякой работе имеются свои издержки. Придираться не будем!
"Творчество Александра Шевчука - неотъемлемая часть истории современного искусства Одессы, - совершенно справедливо пишется в аннотации к выставке. - В 90-х оно создавалось небольшим кругом людей, регулярно принимавших участие в выставках и акциях. Один из таких атлантов - Александр Шевчук (Шеф, как тогда и сейчас его называют). В нем парадоксально уживаются совестливая честность и неудержимое "влечение к странному". Мультимедийный художник, в творчестве которого можно найти все: объекты, инсталляции, видео, компьютерную графику, акции, но главное - фото".
В проекте "Садово-парковая скульптура" автор обращается к женской и мужской обнаженной натуре. Обратите внимание: парень на снимках - не кто иной, как художник Дмитрий Дульфан в молодости. Прекраснобедрых девушек древние греки называли "калиппигами", здесь же явный "калиппиг". Тело изменилось, а улыбка та же...
"Нагота в шевчуковских "ню" обманчива, она мастерски прикрыта невидимой драпировкой скульптурности или иронии. На фото, тела размещены в классических композициях на пьедесталах. Подобные скульптурные группы широко тиражировались в санаториях и домах отдыха периода сталинского ампира. Серия работ "Садово-парковая скульптура" поражает не только своей изысканной эстетичностью, но и гениальной лаконичностью и многослойными ассоциациями..." - говорит куратор выставки Татьяна-Маргарита Сюй.
А еще особо гибкие модели становились материалом в руках художника, который из них вил замысловатые вензеля... На выставке также показаны архивные фото, объекты и видео, а сама выставка приурочена к юбилею автора. В черно-белых кадрах оживают моменты перформанса "Братание", например, где худодники обнимаются с прохожими. Эти кадры искусствовед Михаил Рашковецкий называет сегодня визуальными шедеврами". Они и впрямь шедеврально передают дух акционизма девяностых, и Ройтбурд - такой молодой, и вечно притягивавшая перформеров Потемкинская лестница...
"Мне жаль того огня", - хочется воскликнуть вслед за Шефом, назвавшим так свою знаковую работу, где репродукция Кандинского изрезана зеркальными полосками, смотришь в произведение, а видишь и себя в нем, себя в искусстве...
Всем советуем посетить выставку Шефа, и даже две, ибо 31 августа, в 17:00, откроется еще одна его "персоналка" - в зале Всеукраинского болгарского центра (переулок "Вице-адмирала Жукова, 9). Не будем жалеть "того огня", пока живы, будем гореть вдохновением!
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева