Новости и события » Культура » В Музее Людвига решили очистить наследие

В Музее Людвига решили очистить наследие

В Музее Людвига решили очистить наследие

Выставка "Русский авангард в Музее Людвига: оригинал и подделка" (до 3 января) говорит о серьезной проблеме - подделках в фондах музеев мира. Она стала результатом полномасштабного технологического исследования сомнительных работ из коллекции музея, которое провели его сотрудники совместно с технологами из Лондона и Чикаго. Инициаторами и кураторами выставки выступили заместитель директора музея Рита Керстиг и один из его ведущих реставраторов Петра Мандт. В рамках выставки пройдет конференция, организованная музеем в сотрудничестве с Russian Avant-Garde Research Project (RARP). В ней примут участие музейные кураторы, историки искусства, реставраторы и сотрудники правоохранительных органов из Европы, России и США.

"Для нас, как для публичного музея, это фундаментальный вопрос: являются произведения подлинными или нет? - говорит Рита Керстиг. - Коллекция русского авангарда, завещанная музею Петером и Иреной Людвиг в 2011 году, большая, но, к сожалению, именно она оказалась сильно заражена неаутентичными работами. Многие любители искусства с нетерпением ждут открытия выставки, хотя нашлись и те, кто недоволен прозрачностью исследований и публикациями их результатов. Сомнительные произведения русского авангарда находятся и в других музеях, которые тоже заинтересовались этими исследованиями".

Научную работу и организацию выставки поддержали фонды Беатрикс Лихткен, Петера и Ирен Людвиг, Эрнста фон Сименса, Герды Хенкель, фонд ZEIT, пишет theartnewspaper.

"Выставка в Музее Людвига - первый опыт широкого научно-технологического исследования коллекции русского авангарда в большом европейском музее, - рассказывает Константин Акинша, организатор конференции, член правления RARP. - Ряд скандалов, разразившихся в музеях, как недавняя история с выставкой „шедевров" Игоря Топоровского в Генте, требовал пересмотра музейных стандартов работы с русским авангардом. Сомнительные произведения разбросаны по музеям от Австрии до Австралии. Пришло время чистить авгиевы конюшни".

Кельнская коллекция русского авангарда насчитывает около 100 картин. Составлять ее начал в конце 1970-х годов сам Петер Людвиг, когда в русском авангарде мало кто разбирался. Покупки продолжались и после его смерти. Но лишь около десяти лет назад приступили к их планомерному исследованию.

"Установить подлинность произведения, используя только современный химико-технологический анализ, сложно, - уточняет Петра Мандт. - Технологии - лишь один из трех столпов исследования подлинности, который основан и на изучении провенанса, и на искусствоведческом анализе. Только результаты по всем трем направлениям позволяют сделать квалифицированный вывод. Сейчас в Европе есть несколько профессиональных лабораторий с большим опытом работы, но комплексные исследования стоят дорого. Для продолжения нашего проекта нам нужно искать средства".

Всего в залах представлено 25 экспонатов: одни подлинные, другие - доказанные подделки, третьи имеют сомнительную атрибуцию. Они висят рядом, чтобы посетители могли видеть "источник вдохновения" для фальсификаторов. Все это сопровождается обширными текстами с результатами технологических исследований, подтверждающих выводы специалистов.

Например, здесь представлено несколько подлинных и сомнительных работ Любови Поповой. Часть из них в конце 1970-х приобрел Петер Людвиг у самых известных европейских арт-дилеров, но только у одного из экспонатов безупречный провенанс.

Наряду с работами Нины Коган, Казимира Малевича, Климента Редько, Александра Родченко, Ольги Розановой, Николая Суетина, Ильи Чашника, Александры Экстер и других на выставке показывают 14 картин Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, фундаментальную экспертизу которых провела доктор Джиллин Надольны из лондонского Научно-исследовательского института художественного анализа в сотрудничестве с Петрой Мандт в рамках проекта RARP.

"На мой взгляд, одна из ярких иллюстраций того, как изобретательны изготовители подделок, - это очередной проун Эль Лисицкого, - поясняет Константин Акинша. - В результате рентгенологического исследования специалисты музея обнаружили, что „проун" написан на куске картона. Это оказался фрагмент старой репродукции работы немецкого художника Людвига Кнауса. Изготовители подделки отрезали половину картона Кнауса и изобразили на нем Лисицкого".

Конференция состоится в конце ноября.

Правоохранители


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх