Железная леди: образ Маргарет Тэтчер в поп-культуре
Маргарет Тэтчер была премьер-министром Великобритании с 1979 по 1990 год и за свою карьеру стала самым популярным британским политиком со времен Уинстона Черчилля.
Но Маргарет Тэтчер была не просто политическим титаном, она была культурной иконой. Искусствовед Майкл Биллингтон отметил, что «Тэтчер, возможно, не слишком заботилась об искусстве, но она оставила на нем свой выразительный след». С ее бескомпромиссной политикой, твердой уверенностью, пышной прической и сумочкой в руках британский лидер был источником вдохновения для комиков, драматургов, режиссеров и авторов песен, независимо от того, любили они ее или, чаще всего, ненавидели.
От музыки до фильмов, телевидения и даже моды, политика и убеждения Тэтчер находили отклики в поп-культуре, особенно в конце 1980-х - годы, предшествовавшие ее отставке. К несчастью для бывшего премьер-министра, все эти культурные отзывы были либеральные, и поэтому отношения поп-культуры с британским политиком были довольно напряженными.
Поп-музыка была политически ориентированной во времена Тэтчер из-за острых социальных разногласий 1980-х. Несмотря на ее положительное влияние на историю, включая продвижение феминизма и женщин у власти, Тэтчер терпела поражение от мира музыки. От Элвиса Костелло до Пола Маккартни и Моррисси - музыканты создали лирическое ополчение против лидера их страны.
«Я не вижу радости, я вижу только печаль, я не вижу шансов на ваше светлое новое завтра», - пела группа The Beat, призывая Тэтчер уйти в отставку в песне Stand Down Margaret. В треке Tramp the Dirt Down Элвис Костелло вообразил день смерти Тэтчер: «Когда они, наконец, бросят тебя в землю, я встану на твою могилу и утопчу землю». Бывший фронтмен The Smiths Моррисси пошел еще дальше, лирически фантазируя о гильотине премьер-министра в Margaret on the Guillotine. Музыканты, включая Пола Уэллера и Билли Брэгга, сформировали движение Red Wedge, чтобы выступить против Тэтчер и за лейбористскую партию на выборах 1987 года.
Большое количество влиятельных британских групп начали свою деятельность во время правления Тэтчер, включая The Clash, Gang of Four и The Jam. Время, проведенное ею в офисе, послужило толчком для написания различных песен. Музыкант Билли Брэгг сказал The Guardian: «Когда меня просят назвать мое самое большое вдохновение, я всегда отвечаю: "Маргарет Тэтчер". Как я ни пытался сопротивляться ей, она послужила фоном для всех песен, которые я написал в тот неспокойный период».
Политика свободного рынка Тэтчер преобразовала и разделила Великобританию, вызвав излияние творческого гнева ее противников. Поколение британских комиков, от Бена Элтона до Алексея Сэйла, оттачивало свои таланты, высмеивая Тэтчер.
Для сатирических кукловодов популярного сериала 1980-х годов «Точная копия» Тэтчер была хулиганом, курящим сигары, мясником с окровавленным тесаком, властным лидером, правящим своим послушным кабинетом министров. Например, в одном из скетчей Тэтчер и ее министры собрались на обед. Тэтчер заказала стейк. «А что насчет овощей?», - спросила официантка. «У них будет то же самое, что и у меня», - ответила Тэтчер. В сатирическую игру также включились и в США в программе Saturday Night Live, сделав «железную леди» героиней нескольких сценок. В одном из них член «Монти Пайтон» Майкл Пейлин сыграл премьер-министра вскоре после ее избрания в 1979 году и высмеял ее «шлем из волос».
Превращение Тэтчер в театрального и экранного персонажа началось вскоре после того, как она вступила в должность. Одним из первых был спектакль Anyone for Denis?, повествующий о вечере 1981 года, который они с мужем Денисом провели в Вест-Энде. В мюзикле «Билли Эллиот», удостоенном премии Лоренса Оливье и «Тони», шахтеры поют Merry Christmas Maggie Thatcher - песню авторства Элтона Джона со словами: «Мы все празднуем сегодня, потому что это один день ближе к твоей смерти».
В настоящее время любители театра Вест-Энда могут посмотреть пьесу «Аудиенция» о встречах королевы Елизаветы II и 12 премьер-министров, которые поменялись за время ее долгого правления. Эта пьеса - мягкая либеральная драма, в которой Тэтчер монарх упрекает за ее противодействие санкциям против апартеида в Южной Африке.
На экране у Тэтчер была шутливая эпизодическая роль в конце фильма о Джеймсе Бонде 1981 года «Только для твоих глаз». А лента «Моя прекрасная прачечная» Стивена Фрирза - один из фильмов 1980-х годов, в которых Великобритания Тэтчер изображалась как страна бедности и расизма.
Также в поп-культуре существует драма о дочери бакалейщика, которая стала первой женщиной-премьер-министром Великобритании. В телефильме 2008 года «Маргарет Тэтчер: долгий путь к Финчли» железная леди изображена как молодой политик, борющийся за место в парламенте. В следующем году вышел телевизионный фильм «Маргарет», в котором изобразили конец карьеры премьер-министра в результате государственного переворота в 1990 году.
За самое известное из воплощений Тэтчер на экране ответственна Мерил Стрип, которая появилась в роли политика в фильме 2011 года «Железная леди». Актриса получила премию «Оскар» за свою работу, с помощью которой она представила Тэтчера, в первую очередь, как человека.
Спустя почти десятилетие в роли премьер-министра появляется еще одна популярная американская актриса Джиллиан Андерсон. Она сыграла Тэтчер в культовом британском историческом шоу Netflix «Корона».
Тэтчер появилась в нескольких романах, написанных в 1980-х годах, или действие которых разворачивается в тот период. Так, в своих работах о ней часто вспоминал Фредерик Форсайт. Она была основным, хотя и почти незаметным, присутствием в романе Алана Холлингхерста «Линия красоты» 2004 года, получившем Букеровскую премию, действие которого происходило в разгар правления Тэтчер. За все эти годы она появилась в сотнях политических комиксов.И, конечно же, невероятное количество книг о ее правлении, в том числе несколько, написанных самой Тэтчер, займут много места на полках с научно-популярными книгами.
Маргарет Тэтчер продержалась на своем посту дольше, чем кто-либо ожидал. Но ее настоящая победа заключалась в том, что она навсегда изменила культуру: за последние 40 лет железная леди стала героиней десятков различных культурных произведений, что не так уж плохо для женщины, отношения которой с исполнительским искусством были довольно сложными.