Перемирие в Сирии
В таких бедственных обстоятельствах, как в Сирии, - не менее полумиллиона убитых, половина довоенного населения осталась без дома - надо радоваться любому соглашению, даже жестко ограниченному, которое облегчает эти страдания. И все-таки трудно воспринимать нынешнее частичное перемирие в Сирии как нечто большее, чем ратификация положения дел, которое начало складываться в сентябре прошлого года, когда Путин отдал приказ о российском военном вмешательстве.
Россия бомбила преимущественно проамериканские повстанческие группировки, противостоящие Асаду, который в результате смог удержать полосу городов от Дамаска до Алеппо и Латакии (местонахождения российской авиабазы). По оценкам гуманитарных организаций, российские авиаудары сделали беженцами не менее 100 тысяч сирийцев. Многие беженцы устремились в Европу, и это переселение стало чем-то вроде мести за экономические санкции, наложенные на Россию после ее военного вмешательства в Украине.
У согласия Путина на прекращение боевых действий только один загадочный аспект - время: до временной неудачи в городе Ханасер (который с 23 по 25 февраля находился в руках организации "Исламское государство") кампания сирийских правительственных войск по возвращению себе остальной части Алеппо, казалось, приближалась к победе.
Другие аспекты перемирия проблематичны: руководство Турции, являющейся членом НАТО, заявило, что не будет исполнять условия перемирия применительно к курдским войскам в Сирии, которых оно считает ответвлением курдского повстанческого движения в своей стране. До сих пор курды были самым эффективным из сирийских союзников США по борьбе с ИГИЛ. Кроме того, по условиям соглашения, правительственные войска, осаждающие несколько сирийских городов, должны пропустить в них гуманитарные кордоны, но нет никакой уверенности в том, что они это сделают.
А самое главное, неясно, можно ли обеспечить это "прекращение огня" в принудительном порядке - и собираются ли вообще его выполнять режим Асада с союзниками. Асад все оппозиционные группировки именует террористами, а у западных разведывательных органов недостаточно информации о точном местонахождении каждой группы.
Не считая воздушной кампании против "Исламского государства", администрация Обамы отказалась применить более существенное военное давление - в виде бесполетной зоны, обеспечивающей защиту мирных жителей, да и вообще чего-то большего, чем символическая поддержка более умеренных антиасадовских повстанцев. Причины, которыми президент Обама объяснил свой отказ, нельзя назвать неубедительными, особенно тот момент, что мало какие группировки достаточно надежны, чтобы представлять серьезную угрозу для Асада. Однако, в отсутствие американского влияния, сирийский театр военных действий сформировали другие. По данным The Wall Street Journal, руководители спецслужб Обамы уже пришли к выводу, что Россия не будет соблюдать это соглашение, и ищут план Б. Асад и его соратники остаются у власти. Новый раунд переговоров или даже частичное перемирие едва ли это изменят - и едва ли облегчат участь таких городов, как Ханасер.