Лабиринту Миро возвращают былые краски
На карте современного искусства Южной Франции Fondation Maeght - весьма заметная точка. Фонд, открытый в 1964 году арт-дилерами Эме и Маргаритой Маг, стал одним из первых в стране частных музейных фондов. Его коллекция модернистского искусства включает работы Пьера Боннара, Александра Колдера, Жоана Миро и других. В числе наиболее ярких экспонатов музея - лабиринт Миро, над которым художник работал совместно с испанскими керамистами Жозепом и Жоаном Артигасами в 1961-1981 годах. Многоуровневый лабиринт, стены которого петляют между сосен, растущих на территории музея, заполнен 20 работами из керамики, мрамора, бетона и металла.
Со временем состояние лабиринта ухудшилось - и визуально, и конструктивно. Нынешней осенью благодаря €65 тыс., которые собрал фонд, реставраторы восстановили 14 керамических объектов. Произведения очистили биоцидами, укрепили акриловыми смолами, освежили цвета акриловыми красками и покрыли полиуретановым лаком. "На следующем этапе мы планируем отреставрировать бетонные и металлические объекты, в том числе арку и вилы", - рассказывает директор по развитию фонда Анн Буржуа. Институция планирует перейти к этой фазе в начале 2021 года, запустив сбор средств в социальных сетях. По словам Буржуа, с бетонной арки в первую очередь устранят водоросли, после чего ее обработают биоцидами и очистят с помощью пара. А потемневшее с годами покрытие вил, сделанных из железа и бронзы, заменят светлой матовой полировкой, что позволит восстановить утраченный контраст между двумя материалами.
На другой металлической работе под названием "Тотем" ("Персонаж") (1970) со временем появилась ржавчина. Поскольку ее основание погружено в воду, оно местами истончилось, что угрожает стабильности скульптуры. Чтобы выбрать оптимальную стратегию ее укрепления, будет проведено обследование ультразвуком.
При этом, подчеркивает Буржуа, "и речи нет" о том, чтобы делать что-либо с двориком Джакометти, где находятся скульптуры из серий "Шагающий человек" и "Большая стоящая женщина". "Альберто Джакометти хотел, чтобы они оставались как есть, чтобы на них были видны следы времени и воздействия стихий", - объясняет директор по развитию.
Пандемия COVID-19 сильно подорвала финансовое положение фонда, так как 70% его доходов составляла выручка от продажи входных билетов. Ближайший период, скорее всего, как прогнозирует Буржуа, тоже "будет очень трудным, поскольку значительная часть нашей аудитории - зарубежные туристы, и сейчас они не могут приехать". Недавно для поддержки институции был основан специальный международный совет.