Смотреть вперед через окно прошлого: почему винтаж становится все актуальнее
Молодому поколению не нужно объяснять всю важность осознанного потребления. Они лучше многих осознают весь вред, который приносит неосознанный консьюмеризм, и готовы сражаться за будущее планеты. Одним из их главных инструментов в попытке хоть немного замедлить ход развития модной индустрии является винтаж, который не просто помогает изюежать покупки очередной новой вещи, но и делает образ более интересным и индивидуальным. Именно поэтому мы попросили студентов Kyiv Academy of Media Arts, курса Fashion, посвятить свой выпускной проект именно проблематике устойчивой моды и винтажу. С удовольствием делимся полученным результатами.
Что такое винтаж и какую роль он играет в мире устойчивой моды нам рассказали люди, которые сталкиваются с ним постоянно - байер винтажа Ольга Штаба, основатели апсайклинг-бренда Валерия Караман и Андрей Соболев, а также поклонник винтажных изделий DJ-перфомер Джезес.
Для меня винтаж - это возможность смотреть вперед через окно прошлого. А тренд на винтаж я бы определила как реакцию и ответ общественности на последствия fast fashion. То, что предлагает нам масс-маркет лишено индивидуальности, потому что его задача - быстро среагировать на потребительский спрос. И так как современная мода, на мой взгляд, все реже становится эксклюзивной, страсть к винтажу возрастает и укрепляется.
Я занимаюсь винтажом уже около шести лет. Мне всегда хотелось заниматься чем-то необычным, найти свою нишу. Когда я начала продавать винтажные изделия, эта идея была непопулярной с точки зрения бизнеса, но мне она показалась привлекательной. Я начала ездить в Италию на закупки, исследовать тему винтажа и историю моды в целом, знакомиться с поставщиками, аутентификацией и так далее.
Для меня винтаж - про камерность и эксклюзивность. За все время своей работы я очень редко встречала повторяющиеся вещи. А еще он, конечно, про качество. Для себя я определяю принципиальную разницу между люксовым винтажом и noname из секонд-хенда. Конечно, можно и в секонде найти блузку Yves Saint Laurent, но для меня важно еще и то, как вещь хранили. Безусловно, разница в цене существенная: вещь из секонд-хенда не может стоить дорого, даже если она люксовая. Но я за винтаж настоящий, тот, который в хорошем состоянии, из качественных материалов, на котором стоит клеймо либо бирка.
Все изделия для продажи я нахожу исключительно в Европе. Любимые маркеты в Милане - Navigli Antique Market и East Market Milano. Первый раскинулся на сотни метров, а в каждое последнее воскресенье до начала пандемии тут собирались более 200-300 продавцов. Второй носит более хипстерский формат.
Мои самые дорогие сердцу находки - из гардероба синьор. Так в Италии называют представительниц аристократических семей. Они имеют превосходные гардеробные комнаты. И сейчас тем, что когда-то они приобрели, женщины делятся либо лично, либо этим занимаются их дети. С ними меня знакомят мои приятельницы в Милане.
Безусловно, появление винтажных вещей в гардеробе перевернуло мой стиль и определило его. Прежде всего, вытеснив из него масс-маркет. При этом многие винтажные изделия сейчас настолько популярны, что иногда невозможно с первого раза понять, дизайнерская это вещь или винтаж. Влияет и то, что сейчас многие дизайнеры ищут вдохновение в образах предыдущих. Поэтому я сочетаю винтажные вещи с дизайнерскими или с одеждой из собственной коллекции. Но в любом случае винтажное изделие бросается в глаза и не может остаться незамеченным.
Мой личный проект появился как продолжение моего увлечения винтажом, работой с ним. Я покупала вещь для себя или на продажу и выставляла аутфит в Инстаграм. Когда я поняла, что на одну вещь стало слишком много покупателей, я решила продлевать силуэтам жизнь и делать редизайн вещей. Начала снимать с них лекала с поправкой на современные тренды и делать мини-дропы, используя винтажные и стоковые ткани и фурнитуру из Италии. Благодаря тому, что я здесь живу, у меня есть доступ к потрясающим материалам. Сейчас все идеи реализовывает команда. Я присылаю им оригинальную вещь, мы тщательно изучаем технологию производства, плетения либо пошива и создаем дропы.
Валерия: И я, и Андрей с детства одеваемся в секонд-хенде. Я, в свою очередь, привыкла донашивать одежду за старшими сестрами и братьями. Кроме того, я очень люблю природу и пытаюсь как можно меньше вреда приносить нашей планете, поэтому во всем стремлюсь к осознанности и разумному потреблению. А Андрей уже более десяти лет не употребляет в пищу продукты животного происхождения. Так мы поняли, что у нас много общего и объединились в проекте Preapoclo. Мне нравится ходить по винтажным магазинам, находить интересные секонд-хенды и маркеты с олдсукльной одеждой. Это, пожалуй, мой любимый вид шоппинга. Мой любимый винтажный магазин - Kiliwatch в Париже. Я считаю, что носить какие-то уникальные единицы одежды, то, что не будет повторяться, - это классно. Хотя бы потому, что ты не будешь чувствовать себя человеком со стилем под копирку, наблюдая на улицах прохожих в идентичном пальто или с такой же сумкой.
Андрей: Я вообще не покупаю новую одежду уже лет десять, наверное. Все время одеваюсь только в секонд-хендах.
Валерия: Мы подружились с Андреем, когда поняли, что у нас общий взгляд на тему любви к природе. На тот момент я по собственной инициативе проводила эко-акции и лекции о том, как стать осознаннее на благо Земли, а Андрей уже несколько лет сам шил вещи. Тогда мы и решили, что сделаем классный fashion-проект, осуществляя в нем дизайны вещей, которые мы бы сами хотели носить. Так в конце 2019 года родился апсайклинг-бренд Preapoclo.
Андрей: Я бы сравнил его со сбором пазлов из разных наборов. Каждый раз их можно собрать в новую картинку. Думаю, апгрейд - самое удачное слово для этого процесса. Вообще из всех этапов создания вещей мой любимый - поиск бывшей в употреблении одежды, из которой получаются новые шедевры. Чаще всего ничего конкретного мы не ищем, а наши уникальные дизайны рождаются из случайных находок.
Валерия: Часто бывало, что мы приходили в секонд-хенды, не имея представления о том, что нам нужно. И в какой-то момент находили вещи или элементы декора, из которых рождались идеи, а в последствии - продукция Preapoclo. Все получается очень внезапно. Нельзя сказать, что мы заранее придумываем что-то конкретное, так получается далеко не всегда.
Андрей: Обычно я конструирую модели и шью, а Лера занимается широким спектром задач, от оформления документов, сайта и продаж до поиска новых членов команды и организационных вопросов по поводу волонтерства. А еще она делает фотки и классно выглядит в нашей одежде.
Валерия: В целом к новым sustainable-брендам я отношусь отлично. По данным Greenpeace, каждый год в мире производится около 100 миллиардов единиц новой одежды. Объем отходов текстиля достигает примерно 90 миллионов тонн ежегодно. Если не начать активную переработку отходов модной индустрии, то начнется самый настоящий апокалипсис и мы будем жить в грудах мусора. Поэтому, даже если какие-то бренды делают это из-за хайпа, пусть будет так. Главное, чтобы это было полезно для планеты и человечества.
Для меня мода - о самовыражени. Я люблю одеваться ярко, вызывать «вау-эффект». Это дает мне возможность подчеркнуть свою индивидуальность и быть собой, а правильно собранный образ придает уверенности в себе. Благодаря цикличности моды, винтажные вещи снова становятся актуальными и трендовыми. Более того, в современных модных реалиях, когда мир одержим гипер-потреблением, а тонны вещей оказываются на свалках, винтаж - абсолютный must have. Покупать его - значит разумно потреблять, заботиться о планете и давать вторую жизнь вещам.
Я не делаю акцент на брендах: часто встречаю действительно уникальные noname вещи без всемирно известных имен на бирке. Считаю, что в мире много малоизвестных, но очень талантливых дизайнеров и небольших мануфактур, которые делают очень интересные и, что важно, не тиражные вещи. Главное правило при покупке винтажной одежды - выбирать вещи в хорошем состоянии. На них не должно быть дефектов, пятен, повреждений ткани.
Чаще всего классный винтаж я нахожу в ресейл-магазинах, интернете и, конечно, на секондах. Мой любимый - в Киеве возле цирка. Здесь есть базарчик с двумя большими ангарами на территории. Ну, и нельзя не назвать главный «центр моды» - рынок на Лесной. Здесь, кажется, можно найти все: от винтажного пиджака до латексного костюма.
Еще люблю винтажные магазины заграницей, которые можно найти почти в каждом европейском городе. Как-то я гулял по Парижу возле Мулен Руж в маленьком переулке, что недалеко от центрального бульвара Клиши, нашел много маленьких винтажных магазинов. В одном из них урвал очень интересное синее пальто с золотыми пуговицами, заплатив за него всего 10 евро.
Пять лет назад я начал обращать внимание на стиль людей, которые носят винтажные вещи. За эти годы у меня появилось несколько эксклюзивных вещей. Иногда они незаменимы - на съемках, выступлениях или когда нужно за небольшой бюджет собрать или дополнить лук на мероприятие. Я не боюсь комбинировать винтажные вещи с другой одеждой, но делаю это умеренно и аккуратно. Важно помнить, что в таких сочетаниях нужно найти компромисс, благодаря которому образ будет выглядеть целостным и элегантным.
Над проектом работали:
Photo: Viktoriia Temnova @vikatemnova
Idea, styling, organization, text:
Viktoriia Bondarenko @saint.ivi
Masha Benediktova @benediktovva
Yelizaveta Vasilyeva @yelizaveta_vslv
Katerina Orlovskaya @katerina_orlovskaya.design
Yuliia Cherniavska @lalipe
Alex Kirtoka @alexkirtoka
Anastasiia Sitnikova @n.sitnikowa
Muah: Alena Kundryk @alainaamua
Models: Anya @anija_anima, Matvey @yamotvey.