Западные партнеры требуют от Украины невозможного
Сейчас важно, чтобы наши западные друзья не переложили на нас ответственность за отсутствие продвижения в минском процессе. Такое мнение, в своем блоге на НВ, высказывает профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань.
Наличие противоречий в позициях Украины и России на переговорах по Донбассу вполне понятны. Перед этими странами стоят разные задачи: Украина стремится урегулировать конфликт, а Россия – закончить его на своих условиях, оставив за собой все рычаги влияния на регион.
Так что противоречия между украинской и российской стороной меня не удивляют, чего не скажешь о последних заявлениях министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Ранее он заявил, что выборы в Донбассе должны состояться в первой половине 2016 года.
Сейчас уже начало марта, а у нас не то, чтобы не началась подготовка к выборам – даже элементарного перемирия нет. Как он хочет провести выборы до середины года, если продолжаются перестрелки, обмен пленными не происходит, а Россия не собирается сокращать свое присутствие на оккупированной части востока Украины? Это противоречит здравому смыслу. Теперь же, после вчерашней встречи «нормандской четверки» в Париже, он говорит, что разочарован ее результатами, и откладывать проведение выборов в Донбассе нельзя. Ему вторит глава МИД Франции Жан-Марк Эро: выборы на востоке Украины должны пройти до конца июля 2016 года.
Подобными заявлениями немецкий дипломат лишь загоняет себя в угол: он делает заявления, которые невозможно выполнить. И это контрастирует с достаточно прагматической позицией западных партнеров по вопросу немедленного закрепления «особого статуса» оккупированного Донбасса в Конституции Украины (во время последнего приезда европейских министров в Украину этот вопрос не поднимался - НВ). Здесь западные партнеры поняли нашу позицию, но вместо этого начались разговоры о выборах.
Очевидно, что говорить о выборах невозможно, если для них не созданы базовые условия. Как можно проводить выборы на оккупированной территории? Ведь они не будут свободными. Или на Западе хотят провести выборы лишь для того, чтобы поставить галочку? Позиция Германии и Франции, как по мне, не очень конструктивна. Это похоже на принятие условий Путина, оккупировавшего часть украинских земель, а теперь предлагающего провести на них выборы.
Когда я общаюсь с западными экспертами, то часто привожу в пример исторические аналогии. К примеру, когда Сталин оккупировал страны Балтии, он провел там выборы. В результате литовцы, латвийцы и эстонцы почти «единогласно» проголосовали за вступление в Советский Союз. В этих странах была установлена диктатура, а элита нации была депортирована в Сибирь. Как можно провести свободные выборы на оккупированной территории?
Позиция Украины в данной ситуации, на мой взгляд, абсолютно аргументирована и оправдана, но прислушаются ли к этому наши западные партнеры? Это большой вопрос. Ведь очень важно, чтобы наши же друзья не переложили на нас ответственность за отсутствие продвижения в минском процессе.