Композиции Stairway to Heaven - 50 лет!
50 лет назад, 5 марта 1971 года, в концертном зале Ulster Hall в Белфасте Led Zeppelin впервые исполнили свою новую песню "Stairway to Heaven". Никто тогда - ни музыканты, ни зрители - не мог предположить, что ей суждено стать гимном и визитной карточкой группы, одной из самых известных, любимых и популярных песен в истории рок-музыки и заодно предметом одного из самых громких скандалов и судебных разбирательств по обвинению в плагиате.
В обширном наследии Led Zeppelin у "Stairway to Heaven" сложная, двойственная репутация - и вовсе не из-за омрачившего ее историю скандала и суда вокруг так и не подтвержденных обвинений в плагиате.
Причина этой двойственности - именно в этой самой раздувшейся до мегаломании популярности песни.
К моменту премьерного исполнения Stairway to Heaven в марте 1971 года замыслу грандиозного опуса был уже почти год.
Идея песни появилась в начале 1970 года, когда Led Zeppelin решили создать новую величественную композицию, которая должна была занять центральное место в их концертах вместо приевшейся "Dazed and Confused" из первого альбома группы.
Пейдж делал первые гитарные наброски мелодии в установленной у него в доме восьмиканальной студии. В апреле в интервью газете New Musical Express он говорил, что новая песня может быть растянута на неслыханные до тех пор в поп-музыке 15 минут, и что барабаны Джона Бонэма появятся только ближе к середине.
"Мы хотим попробовать что-то новое, с органом и акустической гитарой, так, чтобы напряжение нарастало и лишь со временем выливалось в полноценное электрическое звучание", - говорил Пейдж.
Интенсивную работу над песней Пейдж и Плант начали в октябре 1970 года, уединившись вдвоем после длительного тура в Уэльсе, в старинном деревенском доме XVIII века, купленном семьей Планта еще 1950-е годы.
Дом назывался по-валлийски Bron-yr-Aur, что значит "золотой холм" и был излюбленным местом творческих поисков двух главных сонграйтеров группы. Именно здесь, в деревенской тиши, создавались проникнутые фольклорным духом песни альбома Led Zeppelin III, одна из которых в честь дома получила название "Bron-yr-Aur Stomp", увековечив тем самым его в истории музыки.
Пейдж рассказывал, как они вдвоем сидели у камина, время от времени подбрасывая в него дрова. Он наигрывал мелодию, а Плант набрасывал карандашом на листке бумаги текст. Эта романтическая история придавала песне мистический характер, как будто сами духи диктовали музыкантам песню.
Затем они перебрались в другой, не менее старинный деревенский дом Headley Grange, уже в английском графстве Гэмпшир. В огромном, пыльном и затхлом особняке не было особых удобств, но была прекрасная акустика. И были уединение и тишина, мягкая английская природа и единственные живые существа вокруг - пасшиеся у дома овцы.
Дом пользовался любовью и популярностью у английских рок-музыкантов 1960-70-х годов - для репетиций и записи сюда регулярно приезжали Fleetwood Mac, Genesis (здесь был полностью написан легендарный альбом The Lamb Lies down on Broadway), Bad Company и многие другие.
Здесь к Пейджу и Планту присоединились и двое остальных музыкантов Led Zeppelin - басист Джон Пол Джонс и барабанщик Джон Бонэм. Песня постепенно стала принимать свою более или менее законченную форму. Записывали ее уже в декабре 1970 года в лондонской студии фирмы Island.
Чтобы сохранить фольклорный характер песни, в ее растянувшемся на почти на четыре минуты (!) акустическом вступлении было решено отказаться не только от барабанов, но и от бас-гитары. Мультиинструменталист Джонс предложил сопроводить гитарные переборы продольными флейтами и записал наложенные друг на друга четыре партии.
Получившееся звучание вместе с акустической гитарой Пейджа придавало развернутому началу песни, как говорил он сам, "баховский", барочный, если не средневековый характер.
И начиная лишь с пятой минуты - в соответствии с замыслом Пейджа - напряжение нарастало, инструментальные и эмоциональные слои накладывались один на другой, достигнув в конце могущественного крещендо с торжественно, "фанфарно", как говорил Пейдж, вступающей парящей электрогитарой, яростными барабанами Бонэма, пульсирующим басом Джонса и устремленным в небеса фальцетом Планта.
Заключительную часть - всю ту беспрецедентную до появления Led Zeppelin ансамблевую мощь, которую уже успели полюбить поклонники группы и которая по праву завоевала ей титул родоначальников тяжелого рока и провозвестников "тяжелого металла", и ее финал, ниспадающие проникновенные вокальные фразы Планта - Пейдж сравнивает с оргазмом.
До обещанных Пейджем 15 минут песня не дотянула, но и получившиеся восемь далеко выходили за пределы привычного и для радиоэфира, и для сингла формата. На концертах песня нередко звучала и того дольше - до десяти и даже тех самых пятнадцати минут.
Надо сказать, что на том самом белфастском концерте, где она прозвучала впервые, и юбилей которого мы сегодня отмечаем, публика встретила новую песню довольно прохладно. Как всегда, она ожидала старых хитов. "Они откровенно скучали и ждали, когда же мы, наконец, заиграем то, что они хорошо знают", - вспоминал Джон Пол Джонс.
Однако уже меньше чем через месяц, 1 апреля 1971 года, в переоборудованном в студию BBC и старом лондонском кинотеатре в присутствии зрителей Stairway to Heaven была записана специально для радиоэфира и начала кочевать по радиостанциям Европы и Америки. Led Zeppelin исполняли ее практически на всех своих концертах, и песня быстро стала самым популярным и самым востребованным номером группы.