Художница Оксана Левченя - о моде на ковры и экологичном производстве
Почему ковроткачество?- ремесло будущего, рассказывает хозяйка ковровой мастерской OLK Manufactory, художница Оксана Левченя
Мастерская OLK Manufactory находится в? Козине под Киевом, на территории завода «Космос». Это место Оксана Левченя любовно называет «артель» и? показывает на корпус напротив?- там занимаются деревообработкой, рядом?- изготавливают мебель. Оксана всей душой болеет за крафт и? мечтает создать в? Козине комьюнити ремесленников и? даже построить отель, куда будут приезжать желающие поближе познакомиться с? мастерами и? их штучным продуктом.
«Будущее?- за ремеслами, потому что в? первую очередь их развитие напрямую связано с? решением экологических проблем. Крафтовые производства дружественны по отношению к? природе: я? знаю по себе, что они вообще не предполагают перепроизводства?- соответственно, нет гор мусора, требующего утилизации. Это осознанное производство». У?OLK Manufactory, кстати, есть линейка ресайклинг-ковров?- это авторские панно, созданные из старых ковров, купленных Оксаной на OLX.
Мастерской Левчени четыре года. За это время яркие ковры OLK Manufactory появились в? домах киевского джетсета: дизайнера Лиды Арфуш, директора фестиваля Leopolis Jazz Fest Натальи Горбачевской, владелицы бутика Bonpoint и Chloé Кристины Храновской. Это по-настоящему штучное производство: в? команде всего четыре мастера, в? месяц они создают по два ковра. Обучают новых самые опытные мастерицы?- Татьяна Петрик и? Виктория Горб. «Возможно, мастерскую стоило бы развивать активнее,?- рассуждает Оксана, наливая мне чай из старинного самовара, купленного на блошином рынке в?Барселоне за 20 евро.?- Но это моя позиция?- делать штучные вещи, с? небольшой командой, не вредя экологии. Превращать мастерскую в? фабрику я? не хочу?- потеряется уникальность. Почти у? каждого нашего ковра есть тираж?- 10-15 копий. Когда он исчерпывается, мы меняем орнамент, и? наш клиент знает, что приобретенный им ковер не разойдется сотней экземпляров по миру».
Несмотря на уникальность ковров, к? ним не стоит относиться как к? музейному объекту?- напротив, они созданы для жизни. «Эти ковры надежны?- я? знаю, о? чем говорю: у? меня дома их несколько, и? мы все беспощадно используем, у? нас две собаки-дворняги... Я? за то, чтобы с? нашими коврами жили. Чтобы их «убить», нужно постараться. Они чем больше стареют и? изнашиваются, тем органичней выглядят».
Ковроткачество?- давнее украинское ремесло. Оно и? сегодня не утеряно?- мастерицы OLK Manufactory ездят учиться в? знаменитую Решетиловку, где работает Всеукраинский центр вышивки и? ковроткачества. «Три крупных региона ковроткачества?- это Закарпатье, Полтавская и? Винницкая области. Есть мастер Степан Ганжа, который делает гениальные ковры под Винницей»,?- рассказывает художница. Гобелены и? ковры в? мастерской Левчени ткутся из натуральных материалов. Основа?- пеньковая нить из Чернигова, само ковровое полотно?- из крашеной шерсти карпатской овцы или растительной пряжи из крапивы. Левченя часто использует оригинальные принты XVIII-XIX веков, отдавая дань традиции, но в? первую очередь ее ковры известны современным, ироничным дизайном. Например, один из? самых популярных?- ковер с? астронавтами, вдохновленный деятельностью Илона Маска, в? частности запуском ракеты Falcon 9. Этот ковер заслужил признание, став финалистом итальянского конкурса Arte Laguna Prize в?2019 году. Еще один ковер?- «Украинский джедаизм» с? персонажем из?«Звездных войн» Йодой?- экспонировался на? выставке Révélations в? парижском Grand Palais.
Оксана признается: ее мечта?- чтобы обычные люди учились ткачеству. И? советует всем ехать в? Решетиловку?- увидеть своими глазами медитативный процесс создания ковра, нитка за ниткой. В? своей мастерской Оксана планирует запускать стримы?- чтобы ее мастера ткали онлайн. «У? нас нет секретов, нет монополистической зацикленности, не мы же придумали это ремесло. Соткать себе ковер может каждый».