Выводи фантомов: Репортаж со съемок сериала «Вне себя» со Стычкиным, Лядовой и Цыгановым
В Подмосковье завершился основной этап съемок нового проекта телеканала ТНТ под названием «Вне себя». Продюсеры 1-2-3 Production Валерий Федорович и Евгений Никишов пригласили Александра Дулерайна стать режиссером пилотной серии и в дальнейшем курировать проект. Режиссером сезона непростой истории о том, как в одном человеке, и без того потерявшем память, вдруг поселились еще и фантомы, Дулерайн позвал экспериментатора Клима Козинского, работавшего над постановками Электротеатра «Станиславский» вместе с Борисом Юханановым и философским кинокомиксом «Тетраграмматон», пару лет назад снискавшим славу в ряду критиков. Кино-Театр. ру побывал на предпоследнем съемочном дне (последний съемочный день, вероятно, пройдет в Мексике) и попытался понять, чего ожидать в сериале не только от интригующей команды постановщиков, но и от главного актерского трио - Евгения Стычкина, Елены Лядовой и Евгения Цыганова.
Вдоль четырехзведочного отеля под броским названием «Рай», которым на время стал подмосковный пансионат «Морозовка», прогуливаются охранники, то и дело въезжают и выезжают такси, но любой случайный человек не пройдет мимо дежурного врача, который следит за безопасностью на площадке, - причем это не только маски и перчатки, но и обязательный текст на коронавирус в случае отсутствия вакцинации или актуальных антител. Столь серьезный настрой никого не смущает - съемочный процесс уже успели на несколько месяцев задержать пандемийные ограничения 2020 года. И это, кажется, единственная сложность на съемках. Подвешенный на одном из балконов гостиницы «труп» и команда готовности перед «мотором»: «Выводим фантомов&33;» в данном случае даже не выглядят каким-то сюрреализмом.
Фантомы в лице Елены Лядовой и Евгения Цыганова выглядят нарочито обыденно. Хотя актриса, например, определяет жанр «Вне себя» как трагифарс, но внешне ее героиня здесь совершенно далека от того же фантасмагоричного «Орлеана»: стильное светлое пальто, сапоги на каблуках и ежедневная укладка. Евгению Цыганову по части грима досталось побольше - набриолиненные волосы и приклеенные усы, с которыми, как признается, актер нужно учитывать меры противопожарной безопасности: «Главное - не сжечь их, когда прикуриваешь сигарету, а то были истории - горели усы. Ус отклеивается, зажигалку подносишь и он загорается. Это очень сложно&33;»
Сбавлять ироничный оборот, а в сериале найдется место и комедии, он не намерен и, кажется, единственный на площадке готов выложить все спойлеры, что, конечно, несправедливо по отношению к зрителям. Хотя Цыганов и Лядова, что известно, - фантомы, которые поселяются в голове потерявшего память финансиста Димы (Стычкин). Последний единственное, что помнит, так это то, что его жена - как раз героиня Лядовой - погибла, а тело ее нашли вместе с героем Цыганова. Совпадение это или нет, Дима как раз и пытается выяснить. А заодно, естественно, находит много других скелетов в шкафу, вернее - в собственной памяти.
«Я вам предлагаю встать в кадр с Лядовой и Цыгановым и понять, как трудно с ними почувствовать свое превосходство, даже когда они играют фантомов, а я - реального человека, - парирует Стычкин. - Мы же единое целое в этом смысле. Мой герой - это человек, разделенный на троих. Да, мысли и чувства мы выражаем по-разному - так же, как в любом из нас борются разные начала, страх, любовь и так далее. Так же и в моем герое помимо него есть еще два человека и соответственно есть мнение моего Димы, героини Лены и героя Жени. Они все как-то перемешиваются и создают единую личность».
Актерски соображать на троих действительно непросто. Одна и та же сцена снимается по несколько раз - и это не обычные дубли, а именно что разные сцены: в варианте с фантомами и без них. Трио артистов сложившееся: Стычкин несколько играет с Цыгановым в спектакле «Старший сын», а Цыганов с Лядовой когда-то практически вместе начинали свою карьеру на съемочной площадке «Космоса как предчувствие» Алексея Учителя. Тем не менее здесь уже столь опытным артистам все равно приходится учиться новому.
«С человеком все понятно, а вот с фантомом нужно немножко пофантазировать. Это совсем не бытовой образ, лишенный причинно-следственной связи», - рассказывает Лядова. А Цыганов в свою очередь признается, что специально попросил перед съемками всех вместе прочитать сценарий от начала до конца, чтобы хоть как-то разобраться в своем герое.
Если внутри актерского коллектива - сложившееся трио, то в части постановщиков полноценный дуэт опытного Александра Дулерайна, который выступает шоураннером «Вне себя», и дебютанта-экспериментатора, режиссера Клима Козинского.
«Они вместе собирают эту историю, что нечасто встречается. Вот я работал на фильме «Человек, который удивил всех» с Меркуловым и Чуповым, но это муж и жена, а эти даже не муж и жена, но они умудряются договориться друг с другом. Не было драки даже никакой захудаленькой. Такая очень френдли атмосфера на площадке», - говорит Цыганов. Лядова также отмечает, что творческая команда сложилась очень интересная: «Много вещей они находили в съемочном процесса, плюс они болеют сердцем за этот проект и много в него вносят, что чувствуется здесь на площадке».
Но если в части актерской работы оставалось место импровизациям, то сложный технический процесс детально был продуман заранее - и в этом как раз заслуга Дулерайна. «Саша Дулерайн запрягся и перед съемками пилота провел двухмесячный период тестовых съемок, что обычно не делается в кино, - рассказывает Клим Козинский. - У сценария «Вне себя» была неожиданная техническая проблема. Когда ты читаешь текст, то понимаешь, когда появляются фантомы, представляешь это в своей голове, и у тебя в принципе не путаются реальности. А изображение - оно конкретно: есть человек или нет человека. И попробуй объясни зрителю, что есть реальность, в которой участвуют три человека, а есть еще и дополнительная реальность, где участвует еще два человека».
«В сценарии для меня самой большой проблемой было как снимать фантомов, оставляя их абсолютно реальными - без полупрозрачности и так далее. Их же никто не видит кроме героя Жени Стычкина. Хотелось избежать зрительских реакций типа - «Эй, стопэ&33; Здесь же мужик стоял? Куда делся?» Я попросил продюсеров дать нам время на тесты и эксперименты с языком, и вместе с оператором Генрихом Медером и Климом мы снимали на бытовую камеру в нашем продкшен офисе сцены - это был еще одновременно и кастинг - и потом монтировали и смотрели как все работает. В итоге, нашли принцип «двух восьмерок» - герой и реальные люди снимаются по одной оси -«восьмерке», герой и фантомы - по другой. И еще пришлось понять, как переходить от оси к оси. В общем, все это сработало в пилоте - но дальше в сезоне язык этот пришлось развивать, потому что добавилось и фантомов, и экшена - но принцип остался», - говорит Дулерайн.
«Вне себя действительно решен в нетрадиционной стилистике - фантомы здесь не какие-то привидения в белой одежде, а реально обычные люди, не отличающиеся от других персонажей. «Иначе бы эта история не работала, - комментирует Клим Козинский. - Смысл в том, что для Димы они реальны и это его главная проблема. Собственно мы все время работали над тем, чтобы максимально реалистично показать все, что связано с фантомами. Это игра, трюк и если они хоть немного становятся нереальными, ты сразу не веришь в предлагаемые обстоятельства и историю героя».
По сути герои Лядовой и Цыганова - комментаторы реальности, которые при этом как раз дают возможность сделать историю разножанровой, причем порой даже гиперболизируя некоторые клише тех или иных жанров. В голове каждый из нас может нарисовать как самое страшное, так и суперсмешное или абсурдное развитие той или иной ситуации.
«Это сюрреалистический триллер с большим количеством черной комедии, очень быстро развивающимся сюжетом, несколькими уровнями реальности, финансисты, бандиты, психолог, теща, полицейские и еще множественные фантомы. А при этом в основе - очень человеческая и понятная драма. И нам невероятно повезло с актерами, у нас абсолютно бескомпромиссный кастинг, потому что такое сочетание драмы и комедии, экшена и комедии возможно только благодаря игре актеров», - говорит Александр Дулерайн.
Клим Козинский и вовсе называет «Вне себя» эдакой «Одиссеей» главного героя в исполнении Евгения Стычкина.
«Продюсировать проект оказалось очень легко, потому что Саша (Дулерайн) как шоураннер взял на себя буквально все: от первой реплики в сценарии до последней детали на компьютерной графике. Он прекрасно понимает массовую аудиторию и при этом обладает авторским взглядом. На съемочной площадке сложился отличный тандем шоураннера и режиссера. У Клима (Козинского) есть опыт постановки театральных спектаклей, и он умеет работать в разных жанрах. Это важно для «Вне себя», потому что тут есть и комикс, и театральные вещи, и классическая драма, и экспериментальные приемы», - рассказывают продюсеры сериала «Вне себя» Валерий Федорович и Евгений Никишов.
В столь интригующую «Одиссею» с сериалом «Вне себя» телеканал ТНТ отправит зрителей уже в этом году.
Маша Токмашева.