Икона-мученица Святителя Николая Мирликийского обрела место в кафедральном соборе Очакова
Реставраторы с мировым именем не исключают, что иконописцем мог быть Судковский
30 мая икона-мученица Святителя Николая Мирликийского была передана настоятелю Свято-Николаевского кафедрального собора города Очакова протоиерею Виктору (Обезюку).
По объективным причинам, вручение было перенесено с 22 мая, с празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари, то есть к престольному празднику храма Николая Чудотворца, на 30 мая - празднику Фотинии Самарянки. Очень хотелось, чтобы икону вручила сама реставратор Инна Кузьминская - основатель иконописной студии «Византия» в Черноморске, так как именно она определила ценность, древность, благодатность иконы и взялась за ее восстановление. Она настолько слилась с ней во время реставрации, что они стали неразрывным целым и обе светились от счастья, когда Инна представляла икону на Третьем Фестивале искусств «Весенние ноты творчества».
И это не осталось незамеченным. Какая-то особая благодать царила в зале, и долго не могли оторваться от иконы участники фестиваля, на котором были представлены и иконы, вышитые бисером, и образ Иоанна Крестителя в разных исполнениях.
Чудо, что Инна сама смогла ее привезти, несмотря на страшную загруженность. После фестиваля она долго не могла оторваться от интереснейших экспозиций музея имени А. В. Суворова, от исторических литографий И. Марченко. И когда мы выходили из музея, вдруг в небе неожиданно появилась стая пеликанов, которые прямо над нами совершили свой неповторимый танец. Такое мы видели впервые в жизни! Чистый морской воздух, пьянящие запахи цветущих деревьев, разнообразные ароматы цветов, первозданная красота природы, необъятная прибрежная зона, доброжелательность людей - все это покорило сердце художницы и влюбило ее в Очаков навсегда.
А еще знаменательно то, что накануне реставрации Инна побывала в древних Мирах Ликийской провинции, что находится на территории современной Турции, где родился и служил Святитель. Там сохранились храм, престол и настенные византийские фрески Великого Святителя Николая Чудотворца. Здесь она почувствовала удивительный баланс в сочетании кротости и великой силы святого. Это совпадение, как и много других, ее просто поразило.
Интересно, что когда мы совершали малый крестный ход с иконой, злые собаки не лаяли, а кротко смотрели на икону. А внук протоирея - исповедника Илии Кутузова - Сергей при виде иконы воскликнул: «Так это же автопортрет Руфина Судковского! Похожа верхняя часть лика и особенно глаза!». Всем известно, что каждый художник в любом образе передает частицу себя.
Нас не покидала мысль, что икона могла быть написана самим Р. Судковским, так как точную дату ее создания определил Петербургский коллекционер в четвертом поколении, владелец антикварных магазинов В. Ю. Воротилин. 1860-е годы - расцвет творчества великого мариниста. И поскольку заказывать в то время хорошему иконописцу храмовую икону было очень дорого, не исключено, что Руфин написал ее для собора, где служил его отец.
Все реставраторы с мировым именем - Дмитрий Школьник, Алексей Митин, Сергей Малинин, Руслан Шабалов, Владимир Козурак, Андрей Афанасьев, Ирина Бобрышева - сошлись в одном мнении, что сама доска и нижняя икона, написанная пигментами на яичной темпере (тоже Святителя Николая), более древняя - XVIII век, а верхняя, написанная масляными красками - XIX век. По словам А. Афанасьева, «имприматура выдает руку светского художника, выполнявшего заказы верующих».
Мы решили не делать рентгенограмму, а реставрировать верхнюю икону. И мастеру это удалось. Она долго выравнивала поверхность левкасом на рыбьем костяном клее, и забитые гвозди как бы утонули в нем, законсервировав все неровности и шероховатости. Композиция стала цельной. После трудоемкой работы саму живопись было восстанавливать одно удовольствие, сам Бог водил рукою мастера. А сусальное золото засияло и как бы осветило всю композицию.
Промыслом Божьим икона не попала на экспертизу и не стала музейным экспонатом, а вернулась в родной собор на свое законное место, где будет облечена в киот и займет центральное место на аналое для поклонения и молитвы. Икона жива, пока жива молитва. А загадки разгадает время.
Читайте «Николаевские новости» в Google News.