Киев в поисках архитектора: Чуда не будет
Те, кто сейчас тщательно отслеживает конкурс на главного архитектора Киева, представляют себе его последствия слишком романтично. Как наступления belle?poque – конечно, при условии, что строитель №1 окажется порядочным и талантливым Но человек, который займет эту должность, будет настолько связана по рукам и ногам разного рода обязательствами и нюансами, что никакие серьезные сдвиги нечего и рассчитывать.
Все ее положительные личные и профессиональные качества будут нивелированы невозможностью их раскрыть. Проще говоря, почти неважно, кто именно станет главным архитектором Киева. А для того, чтобы имя этого чиновника приобрело веса, нужно, чтобы ни мэр столицы, ни президент государства (или близкие к ним люди) не имели личной деловой заинтересованности в строительной сфере.
В свое время Наполеон III назначил префектом департамента Сена барона Жоржа Османа, под руководством которого Париж стал тем Парижем, в который и по сей день влюблены миллионы туристов. (Плюс-минус незначительные изменения – с поправкой на последние полторы сотни лет). Осман позвал в свою команду архитекторов и садоводов, расширил узкие улицы, ликвидировал старые неуклюжие здания. Его задача состояла не только в том, чтобы облагородить внешний вид города, но и в том, чтобы улучшить его инфраструктуру.
Наполеон хотел нравиться парижским нищим – именно поэтому в задачи Империи входило и улучшение их жилищных условий, и построение системы охраны здоровья и транспортных артерий. В украинских условиях претендент на власть старается завоевать симпатии плебса исключительно до выборов. Ни одному "императору" наших времен не придет в голову заниматься этим после того, как закроются избирательные участки. Именно поэтому Киев – не Париж.
У нас не будет своего Османа, которому дарован императорский карт-бланш и дан приказ: сделать все возможное, чтобы стало лучше. Лучше не застройщику и его бездонным карманам и безразмерном кошельку, а простому народу – или, как принято у нас говорить, "рядовым гражданам". Мне очень сложно представить, что в Киеве когда-нибудь будет принят парижский servitude d'alignement, "закон ограничения", который запрещает застройку в пределах улицы, чей внешний вид утвержден и стандартизировано администрацией города.
Почему? Ответ – на поверхности. В команде мэра – полно людей, которые делают деньги на строительстве и которые не потерпят никаких ограничений. То же касается и команд президента и премьера – триумвирата, который контролирует ряд активов в сфере строительства и гостиничного бизнеса. Наши "наполеоны" не будут мириться со своими персональными "ватерлоо", когда речь пойдет о их состояние.
Но представим себе идеальную ситуацию: в Киеве изменился не только главный архитектор, но и вся властная вертикаль. И на смену сегодняшним правителям пришли предельно честные и неподкупные люди. Можно ли в таком случае рассчитывать на успех? Предположим также, что перед архитектором стоит одно-единственное приоритетная на сегодня задача: разобраться с новостройками, рассортировать их на законные и незаконные и добиться демонтажа последних. Насколько все это реалистично?
На пути к реализации вышеназванного задача у чиновника могут возникнуть несколько препятствий. Это, во-первых, наше градостроительное законодательство, которое в течение последних 10-15 лет меняли спонтанно и точечно. Многочисленные предписания и акты, связанные с этой сферой, представляют собой такой же хаос, как и само киевское строительство.
На практике это означает отсутствие единых критериев для определения законности или незаконности возведения того или иного здания. Прибавим еще и отсутствие эстетических стандартов – даже при наличии необходимой разрешительной документации застройщик может породить такого архитектурного "монстра", который испортит весь окружающий ансамбль.
Второй момент связан с вседозволенностью застройщика, который делает бизнес на жилых комплексах. В этой сфере бизнес может привлекать средства инвесторов на нулевом этапе, что порождает аферы наподобие "элита-центра". Такой – ненормальный, прямо скажем – принцип ведения бизнеса – поощряет предпринимателей начинать строительство на значительных по объему земельных участках и бросать его, не доведя до логического финала. Да еще и не гнушаться нарушением правил безопасности – именно поэтому наши новостройки дают трещины или сползают в Днепр.
В Западной Европе зачатки строительно-полицейского права начали закладываться еще в раннем Средневековье – в период активного роста городов. Организация, которую впоследствии назвали "строительной полицией", присматривала за прочностью сооружений и их огнестойкостью. Ближе к ХХ веку предписания "строительной полиции" пополнил целый комплект санитарных требований. А в наше время в Германии и Соединенных Штатах недобросовестный застройщик может легко пойти с сумой по миру – через суровые санкции, штрафы и аресты банковских счетов.
В Украине нет ни одной строительной полиции. Поэтому (а также благодаря коррупционной составляющей) крупные застройщики стали неприкасаемой кастой. Еще одна проблема заключается в том, что нарушения градостроительного законодательства не предусматривает уголовную ответственность, а только административную. Очень жаль, потому что угроза возбуждения уголовного дела держала бы строительный бизнес в нужном правовом тонусе. Все выше перечисленное делает работу главного архитектора подобной езды по киевским улицам в час пик, когда ряд машин продвигается на метр вперед, а потом долгое время стоит на месте неподвижно.
И даже эти "метровые" продвижение возможны только в условиях честной и открытой игры. И постепенного изменения законодательства и принципов работы местных советов. Но когда всем заправляет админресурс и "телефонное право", нет особого значения, о чем говорит тот или иной параграф закона. Именно поэтому не стоит ждать появления главного архитектора с нетерпением свидетелей прихода мессии. Чуда не произойдет – оно украдено, как и много других вещей.
Михаил Поживанов Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].