«Если умер - значит, уже не актуален»: Юрий Стоянов о своих кумирах
На днях Юрий Стоянов дал большое интервью на YouTube-канале «Юзефович», в котором рассказал о своем культурном генокоде - фильмах и литературе, сформировавших артиста как личность.
О кинематографе
«С детства не поменялись приоритеты. Смотрел всего Чарли Чаплина, потом пошел итальянский неореализм. Феллини я смотрел в заводском кинотеатре. Что-то такое пленительное в этом было, необъяснимое... Феллини остается одним из моих самых любимых режиссеров. Для меня он не сложный - для меня это не предмет киноведческих размышлений, а совершенно естественный способ мысли и чувств. Чаплин, Феллини, Этторе Скола. Конечно, меня не миновали фильмы об индейцах, но это было ощущение, что это временное, просто неплохо проведенный вечер - не более того».
«Американское кино пришло ко мне через американских артистов. Выше Мерил Стрип никого нет. Некрасивая красота, какая-то другая. И может играть все при таком аристократизме: от бомжихи до мадам Помпадур».
О литературе
«Пушкин вошел в мою жизнь навсегда. Не со сказок, а с «Евгения Онегина». Моя мама работала сельским учителем и помогала девочке поступить в университет. Эта девочка учила стих из «Евгения Онегина». Я знал очень много глав наизусть, хотя мне было 4 года. Пушкиным можно было разговаривать. И вдруг от Пушкина сразу пошла советская поэзия, мимо Брюсова и Блока. Все это поколение погибших на войне - Коган и Кульчицкий, Отрада и потом Слуцкий, Симонов, потом Пастернак, потом обратно Есенин и Маяковский. Постоянно перечитываю Пушкина. Гоголь, Чехов, а Достоевский - вообще мимо. Умом понимаю, сердцем - нет. Много пьес Островского, Довлатов. Жванецкий - нравится как явление, не как текст на бумаге».
«С Хемингуэем у меня была странная история. Он был моим любимым писателем лет до 22-х, потом я сдавал экзамен и говорю: «Знаете, с ним надо прощаться в 23 года» Вот Ремарка подольше можно читать. У Хемингуэя столько странного инфантильного мужского. Телеграфный стиль, много игры в брутальность. Я тогда спросил у преподавателя: «У него все в порядке было по мужской части?» И он ответил: «Пять&33;» Я потом узнал, что это проблема действительно была. Конечно, еще люблю Марка Твена, Дюма, Золя и Диккенса».
О современности
«Наша проблема в том, что если умер - значит уже не актуален. Фрэнка Синатры нет, но он еще действующий, заполняющий современное культурное пространство для американцев разного возраста, как и Элвис Пресли. Для меня временной отрезок не играет никакой роли».