Почему Коваленко станет лидером «Шахтера»
«Запомните это имя: он станет лучшим футболистом в истории Украины», – такую характеристику Мирча Луческу дал Виктору Коваленко в интервью La Gazzetta dello Sport прошлой осенью. Тренер «Шахтера» ничего не говорит просто так. Если бы эти слова были сказаны в украинских СМИ, их можно было бы прочитать как «у нас более талантливая молодежь, чем у «Динамо» или «мы готовы к уходу Тейшейры». Но эту реплику процитировали по всему миру – так Луческу представил игрока, который по его плану должен стать лицом постбразильской эпохи «Шахтера».
Пишет Tribuna.com Илья Новиков.
Коваленко действительно уникальный для Украины игрок. Дело не только в его таланте и даже не в том, что обладатель этого таланта – на удивление рассудительный парень без признаков звездной болезни. Виктор обладает набором качеств, которые позволят ему стать системообразующим футболистом в клубе и сборной, если он будет дальше прогрессировать такими темпами.
Болельщики часто критикуют Михаила Фоменко за то, кого он вызывает в сборную. Но в плане подбора кадров единственная вина тренера – это то, что он просто вызывает сильнейших (уточнение для персональных поклонников Тимощука – или самых опытных). Нынешний состав сборной – это наглядная демонстрация того, каких игроков выпускают клубные академии последние 10-15 лет. Если говорить о полузащите и атаке, то всех футболистов можно разделить на три категории: опорники и box-to-box’ы, выполняющие огромный объем работы, креативные вингеры и работяги-нападающие, главный навык которых – это умение вести борьбу и цепляться за мяч.
И это все накладывается на то, что базовая схема для большинства клубов УПЛ и сборной – это 4-2-3-1, которая, как правило, требует присутствия центрального атакующего полузащитника. Поэтому многие украинские болельщики несколько преувеличивают возможности Безуса и Малиновского – это редкие примеры креативных игроков, которые не попадают ни в одну из типичных категорий. При этом футболистов, которые могли бы стабильно и качественно связывать опорников, вингеров и форвардов в работающую систему, действуя на позиции «десятого номера», в Украине нет. Точнее, не было до Коваленко.
Уже этого достаточно, чтобы считать Виктора уникальным для Украины игроком. В международных матчах за юношеский состав «Шахтера» и молодежную сборную он раздавал прекрасные проникающие пасы из глубины поля и сам врывался из глубины. Казалось, что для исторического результата тем командам не хватило одного – чтобы Коваленко сам отдал себе пас на ход, вбежал в штрафную и забил. Но молодежный уровень – это «совсем другой турнир».
После предложения из Китая, от которого невозможно было отказаться, Коваленко должен заменить Тейшейру – на полгода раньше, чем планировал Луческу. Играть на позиции полузащитника, который забил 26 голов в 26 матчах – это неблагодарная задача и огромное давление. Но Коваленко и не собирается становиться вторым Тейшейрой или третьим Мхитаряном. Он играет в свой футбол и отчасти меняет футбол «Шахтера» – и это тоже редкая особенность для столь молодых игроков. При этом диапазон его действий по сравнению с бразильцем уже гораздо шире.
Кем «Шахтеру» заменить Тейшейру
Чем Коваленко отличается от Тейшейры
Этой осенью со стороны едва ли могло показаться, что Луческу видит в Коваленко замену Тейшейре и будущего лидера команды. Молодой игрок выходил на замену в важных матчах, причем на фланг или в опорную зону. Таким образом тренер «Шахтера» решал несколько задач. Во-первых, Коваленко получил больше практики по сравнению с тем, если бы он был простой заменой по позиции бразильцу, который проводил на поле почти все игровое время. Но самое важное – наигрывая полузащитника на разных позициях, Луческу формировал его как более сбалансированного игрока.
Возвращаясь к Тейшейре, в сезон имени Генриха Мхитаряна и его бомбардирских рекордов бразилец действовал именно на краю атаки. Игра на фланге дает техничным игрокам намного больше возможностей проявить свой дриблинг и скорость. Отчасти этим объясняется обилие ярких вингеров в Украине – от Ярмоленко и Коноплянки до Шведа и Цыганкова в U-19, и дефицит нестандартных игроков центра поля. Даже хорошие тренеры часто просто эксплуатируют одаренность футболиста, не делая попыток формировать его как более разностороннего игрока (где-то в этом скрыты причины проблем Коноплянки в его первом европейском сезоне).
Перед началом сезона 2013/14 Тейшейра тоже говорил о том, что при переводе в центр поля ему нужно адаптироваться к большему объему игры в обороне. Однако лучшей иллюстрацией особенностей игры бразильца был матч первого круга этого сезона против «Динамо». Перефразируя недавнюю реплику Игоря Суркиса, Лобановский бы перевернулся, увидев распечатку действий Тейшейры в матче против киевлян. 1 выигранное единоборство за 90 минут (из 10), 0 удачных обводок (из 5 попыток), 0 попыток отбора, но 96% точных передач и 2 гола – шах и мат. Конечно, это не значит, что Алекс всегда занимался на поле только тем, что комбинировал с партнерами, забивал голы, а без мяча загорал в центральном круге. Однако Коваленко уже сейчас кажется более универсальным футболистом. Универсальность – это не только способность играть на нескольких позициях, но и умение выполнять разные функции на поле.
Игра в опорной зоне в молодежной команде «Шахтера» дала Коваленко навыки игры в обороне и умение начинать атаки из глубины. Виктор считает примером для подражания Тони Крооса, хотя эволюция их позиций на поле идет в противоположном направлении. Если Кроос по мере развития карьеры опускался все глубже, то Коваленко сейчас действует выше, где, как он сам признает, от него требуется больше движения. Тем не менее, Коваленко сейчас принимает активное участие в конструировании атак из глубины. Разница в манере игры Тейшейры и Коваленко лучше всего понятна, если сравнить зоны их основной активности.
Бразилец чаще всего получал мяч около полукруга штрафной, причем ближе к левому флангу. Коваленко редко появляется в центральной зоне перед штрафной, где мы привыкли видеть плеймейкеров – он действует гораздо шире. Отдельное внимание стоит обратить на две боковые (полуфланговые) зоны. Любимый сайт тактических гиков Spielverlagerung считает полуфланги стратегически самой важной зоной на поле.
Почему не центр? Во-первых, в центре плотность игры значительно выше, и через эту зону труднее развивать продвижение вперед. Во-вторых, из полуфланга можно быстрее и разнообразнее менять направление в смежные зоны: как в центр, так и на фланг. Учитывая любовь вингеров «Шахтера» смещаться ближе к центру, и действовать как раз в полуфлангах, у полузащитника есть несколько опций для разгона атак: на фланг забегающему крайнему защитнику, по своему полуфлангу на вингера, в центр на форварда либо диагональ на противоположный полуфланг второму вингеру.
Кроме этого, Коваленко сам часто смещается на фланг, делая прострелы и навесы. Из-за сильной правой ноги ему удобнее делать это с правого края – зоны, где ранее в атаке безраздельно действовал Дарио Срна. Хорват уже не может бегать от флажка до флажка 90 минут в матчах с высокой интенсивностью, и он чаще будет подавать из глубины, либо отыгрываться со сместившимся полузащитником.
Коваленко, как и Тейшейра, больше всего любит действовать на свободном пространстве. Поэтому по-настоящему он смог проявить себя только во втором матче «Шахтера» и «Шальке», когда команда Луческу отдала инициативу, но показала себя крайне эффективной в контратакующей игре. В быстрых атаках он может выполнять несколько функций: разгонять их из глубины, когда атакующая группа «Шахтера» формирует ромб и бежит вперед, перекрещивая траектории, или самостоятельно забегать по флангу.
Во время первого гола в ворота «Шальке» видно, как Виктор замечает подключение правого защитника соперника при отсутствии подстраховки и занимает зону Тайсона, который сместился на помощь Исмаили. При начале контратаки «Шахтер» довел мяч до Коваленко со второй попытки: за несколько секунд до паса Степаненко его похожим образом пытался отправить в прорыв Ракицкий – очевидно, это наигранный вариант. По эффективности дриблинга Коваленко уступает Тейшейре, но опыт игры на фланге он получил во многом для того, чтобы разбираться с защитниками в подобных ситуациях.
В плане борьбы Коваленко явно превосходит Тейшейру: ему не хватает аккуратности в отборе, но, по крайней мере, он старается навязывать прессинг соперникам, когда они только начинают атаки. Кроме этого, Виктор визуально окреп за последний год и стал сильнее при борьбе в воздухе. Для «Шахтера» это очень важный момент. Команда Луческу часто старается выходить из обороны за счет длинных передач – поэтому Ракицкий, способный отдать такой пас, и форвард, умеющий цепляться за мячи в атаке, будь то Адриано или Гладкий, так важны для команды. Если Коваленко сможет взять на себя часть функций нападающего в плане борьбы в воздухе, то Луческу впервые за долгое время сможет задействовать более шустрого и техничного игрока на острие атаки. Хотя бы Факундо Феррейру.
Как изменится игра «Шахтера» с Коваленко в основе
Итак, если подытожить сказанное:
1. Учитывая эффективность Коваленко на свободном пространстве, контратаки по-прежнему будут играть значительную роль в футболе «Шахтера». Когда-то придуманный штамп «восточноевропейская «Барселона» по отношению к горнякам станет актуальным – если иметь в виду команду не Гвардиолы, а Луиса Энрике. Ту самую, которая доминирует в ЛЧ по проценту владения мячом и при этом лидирует по количеству голов, забитых после быстрых атак. Как и «Шахтер» в чемпионате Украины.
2. «Шахтер» станет более активен в прессинге на чужой половине поля. Энергичность Коваленко при игре без мяча позволит команде чаще применять контрпрессинг при потерях, разрушая больше атак соперников на начальной стадии.
3. Виктор возьмет на себя часть атакующих функций Срны. Хорват, как и раньше, будет делать достаточно ассистов, но в основном после стандартов. Коваленко будет отдавать голевые передачи не только из центральной зоны, но и с флангов, тем более, в «Шахтере» Луческу всегда найдутся нападающие, способные замкнуть подачу в одно касание, вне зависимости от их техники.
4. Потенциально Коваленко сможет стать настолько же эффективным игроком, как Тейшейра и Мхитарян. Однако его результативные действия, в отличие от предшественников, будут распределены между голами и голевыми передачами более равномерно.
5. Если ставка на Феррейру в очередной раз не сработает, «Шахтер» этим летом может начать искать нового нападающего. У Коваленко есть потенциал, чтобы научиться регулярно цепляться за длинные забросы в борьбу. В результате, Луческу сможет задействовать более острого и техничного форварда по сравнению с теми, которые играли у него раньше. Не стоит забывать, что один из главных козырей Коваленко – это проникающие передачи по центру. Гладкий не обладает достаточной стартовой скоростью и техникой, чтобы регулярно забивать после таких пасов, и сейчас кажется, что его будущее в «Шахтере» под большим вопросом.