Бесценные произведения искусства можно сохранить с помощью графена: ученые нашли новое решение
Графен - одно из самых невероятных открытий современности. Ему уже нашли применение в целом ряде сфер и этот процесс только начинается, ведь возможности материала чрезвычайно широки. Теперь очередь дошла и до искусства. Исследователи обнаружили, что применение "графеновой вуали" может сохранить картины от разрушения.
Как оказалось, графен способен предотвратить выцветание полотен, передает 24. Сегодня под угрозой находятся такие картины, как "Крик" Эдварда Мунка и "Подсолнухи" Винсента Ван Гога. Поэтому открытие дает надежду на их сохранение.
Выцветанию и разрушению подвержены не только старинные картины, но и современные. Причины могут быть крайне разнообразными:
- микроскопические пузырьки в краске вследствие химических реакций,
- воздействие света или влаги,
- посторонние примеси в краске,
- микробы,
- плесень и многое другое.
Чтобы остановить или хотя бы замедлить эти необратимые процессы, ученые решили исследовать использование наноматериалов для помощи произведениям искусства - в частности, графена. Этот материал толщиной в один атом прозрачен и легко прилипает к различным поверхностям. Он создает барьер для кислорода и других газов, отталкивает влагу и хорошо поглощает ультрафиолетовый свет.
В экспериментах по защите от старения использовали картины размером 20&215;20 сантиметров. На их поверхности нанесли графеновую вуаль, а затем искусственно состарили. Слои графена в обоих случаях не имели признаков трещин или складок после старения. Третья картина должна была показать, можно ли потом убрать графеновый слой с поверхности. Первоначальный процесс проходил аналогично. Но потом ученые удалили графен с картины с помощью мягкой резинки, оставив рисунок невредимым.
Таким образом ученые показали эффективность графенового покрытия для защиты произведений искусства. Эффективнее всего технология работает для картин на глянцевой бумаге, картоне и холсте. Для картин с очень шероховатой поверхностью или рельефным узором авторы разработали отдельный метод. В нем слой графена оседает на защитном стекле, которое затем закрывает картину.