Как создавались костюмы Кирстен Данст для фильма «Мария-Антуанетта»
В 2006 году София Коппола смахнула пыль с истории о Марии-Антуанетте, сняв панковский и необычный байопик. В этом материале Vogue изучил и разобрал гардероб самой противоречивой королевы в культовом фильме.
Когда София Коппола взялась за воплощение истории о Марии-Антуанетте, это было не для того, чтобы сделать из ее классический байопик, каких мы видели сотни. Режиссер ухватила самую суть того, кем была королева в самом начале своего пути: 15-летней девочкой, которой предстояло стать самой известной женщиной в Европе. София Коппола накладывает голливудский гламур на коридоры Версаля и превращает Марию-Антуанетту в диву. Картина получилась приятной, острой и рок-н-рольной, несмотря на то, что она не на 100% аутентична. В пышных платьях, сверкающих украшениях со сногсшибательными прическами Мария-Антуанетта заново изобрела европейскую моду в разрозненном обществе и в постоянном поиске беззаботности - именно на этом режиссер сконцентрировала внимание.
Главным художником по костюмах София Коппола назначила четырехкратную обладательницу премии «Оскар» Милену Канонеро, которая работала над многими культовыми фильмами: от «Механического апельсина» до «Барри Линдона» и «Крестного отца 3». За работу над «Марией-Антуанеттой» Милена Канонеро также была награждена золотой статуэткой. Художник по костюмам приложила все усилия, чтобы создать интересный и правдоподобный гардероб для исторического байопика, подобного которому еще не было.
Начало работы над костюмами привело Милену Канонеро к изучению нарядов Розы Бертин - портного и близкой подруги королевы Франции. Прозванная «министром моды», Роза была незаменимым помощником при создании образов Марии-Антуанетты, которая полагалась на помощь Бертин в любых вопросах касающихся своего гардероба. Кутюрье вынуждала королеву тратить целое состояние на самые роскошные ткани и украшения. Позже, стиль королевы, названный à la reine, распространился по всему континенту.
Чтобы воссоздать роскошный монарший гардероб, Милена Канонеро начинала с реконструкции настоящих платьев, хранящихся в музеях или изображенных на картинах молодой австрийки. В частности, это касается светло-голубого наряда Марии-Антуанетты, который изображен на портрете авторства Жана-Батиста Шарпантье. Художник по костюмам воссоздала даже платье персикового цвета, украшенное множеством оборок, в котором Мария-Антуанетта предстала на портрете, написанном до ее брака с будущим королем Людовиком XVI. Отвечая на вопрос о работе над костюмами, Милена Канонеро призналась: «Я хотела создать реалистичный гардероб, но более стилизованный, чем реальный. Поэтому я взяла за образец моду того времени, одновременно аллегоризируя ее».
Только одно слово будет сопровождать гардероб Кирстен Данст на протяжении всех съемок фильма: пастель. Несмотря на почти панковскую атмосферу фильма, молодая австрийка на протяжении всей картины остается птенцом, выпавшим из гнезда.
В одной из знаменитых сцен фильма покупка туфель украшенных драгоценными камнями и платьев с оборками сменяется кадрами французкой выпечки и дессертов. Как маленькая конфетка, Мария-Антуанетта Софии Копполы одета в ткани типа layette (специальные ткани для новорожденных), переливающиеся и легкие материалы из тафты и шелка, которые подчеркивают ее детское лицо и столь хрупкое телосложение. Она противопоставляется графине Барри (Азия Ардженто), которая представлена как вульгарная куртизанка, отвергнутая двором. Эта эстетика усиливает идею, лежащую в основе работы режиссера: Мария-Антуанетта была всего лишь ребенком, ищущим развлечений. Брошенная королем, она становится объектом желания для привлекательного графа Ферзена, роль которого исполнил Джейми Дорнан.
Чтобы помочь Милене Канонеро передать задуманную концепцию, София Коппола отправила ей коробку макарунов Ladurée пудровых оттенков. Намек был понят: дизайнер подарила Марии-Антуанетте самый богатый королевский гардероб в истории кино, чередуя закатанные подъюбники, английские платья и легкие ночные сорочки из шелковой ткани.
В реальности Марию-Антуанетту часто критиковали за то, что она была легкомысленной и расточительной королевой, которая не заботилась о бедах своего народа. Но между пьяными вечеринками и эскападами в Малом Трианоне Мария-Антуанетта также выполняла свои обязанности с элегантностью, редко встречающейся в Версале. Особенно это касается времени ее замужества и коронации ее избранника.
В фильме Кирстен Данст носит богато украшенные платья с преувеличенно расширенными бедрами и специальным кринолином. Этот фасон был очень популярный при испанском дворе, носился в Версале на особо торжественных мероприятиях и назывался «придворным». Свадебное платье, созданное для фильма, напоминает портрет Марии-Антуанетты авторства Элизабет Виже-Лебрен, где хорошо видна полнота ее платья с похожими оборками и бантами на бюсте.
Чтобы довести до совершенства образ Марии-Антуанетты, Милена Канонеро не ограничивается роскошными платьями с рюшами. Для создания обуви она обратилась к Маноло Бланику. Мюли, туфли на небольшом каблуке, шелк, бархат и завитки, украшенные кристаллами... обувной шкаф королевы - это пещера Али-Бабы. Испанский дизайнер вдохновлялся картинами того времени, а также моделями обуви, которые до сих пор можно найти в парижских и лондонских музеях.
За драгоценными украшениями художница по костюмам обратилась к Фреду Лейтону. Ожерелья, серьги, сверкающие аксессуары для волос... Почти 4 миллиона драгоценных камней и жемчужин были предоставлены брендом для производства. Использованные цвета были столь же нежные, как и для платьев: белый бриллиант, терпкая бирюза и аппетитные конфетно-розовые камни украшают шею Кирстен Данст.
Еще один важный предмет гардероба Марии-Антуанетты: корсет. Неотъемлемый элемент моды того времени, он так же выделяется, как и платья, которые его покрывают. Кружева, оборки и всегда эти пудровые оттенки, которые смягчают изящные формы юной монархини.
Спустя пятнадцать лет после выхода фильма и три столетия после смерти королевы пастель по-прежнему лидирует на подиуме. Бледно-розовый, желтый, голубой... Эти нежные оттенки внедряются в коллекции брендов, в социальные сети и на улицы. Подобно тем молодым аристократам, променявшим скуку на азартные игры и алкогольные бессонные ночи, пастель появляется на модном ландшафте как глоток свежего воздуха посреди мрака пандемии. И даже если платья в стиле рококо и гигантские прически больше не являются частью нашей повседневной жизни, Мария-Антуанетта остается вечным источником вдохновения.
Текст: Floriane Reynaud
По материалам vogue.com.fr