Минздрав экспериментирует: закупает непроверенные препараты задешево
Минздрав утвердил новую программу закупок препаратов. Закупки передали международным профильным организациям: ПРООН, Crown Agents, ЮНИСЕФ, чтобы искоренить колоссальную коррупцию. Например, из списка 84 лекарственных средств, которые предлагаются приобрести через компанию Crown Agents, 73 уже сегодня будут направлены на закупку, а 11 будут дополнительно проверять. Однако, звучат обвинения, что это только пыль в глаза, которую бросают лоббисты этой программы. Глава Координационного совета "Медицинский контроль" Игорь Щедрин поделился своим мнением.
Что это за программа, позволит ли она сэкономить деньги? Какова концепция закупок через международные организации?
Эту концепцию начали внедрять еще около двух лет назад. Она была пролоббирована к внесению в коалиционное соглашение. Эту идею поддержали ряд депутатов-реформаторов. Сложился некий тренд. Они исходили из того, что если закупки Минздрава проводить за рубежом, то коррупции не будет, в отличие от закупок в Украине. Эта идея и была использована как основной аргумент в организации закупок за рубежом.
Так аргументировали на самом деле?
На самом деле польза другая, но это не была озвучено. Потому что лоббисты решили работать популистски и умолчать о реальной выгоде от международных закупок. На самом деле закупки некоторых препаратов через международные организации очень выгодны тем, что международные организации проводят закупки в колоссальных объемах и тем самым позволяют сэкономить средства. Так закупают препараты по борьбе с ВИЧ/СПИД, с туберкулезом, гепатитом и другим заболеваниям. И украинские пациентские организации, видя это, наивно решили, что это возможно сделать по всем закупкам и намного дешевле, и везде будет выгодно.
Это по принципу "оптом дешевле"? В чем тогда подвох?
А подвох в том, что международные организации не закупают препараты широкого списка, которые закупает Украина. Никто не закупает протезы для украинских врачей, нет закупки препаратов, используемых только в Украине. Эти организации в основном закупают препараты по гуманитарным задачам. И в основном при помощи стран третьего мира.
А кто сейчас в Минздраве курирует международные закупки?
Игорь Перегинец.
Вы говорили, что он сейчас может ставить любые требованияк предмету закупки (номенклатуру).
Он лично провел реформу номенклатурных групп, реорганизовал их.
В чем заключается эта реформа?
Их было много, но он создал одну экспертно-техническую группу, и уменьшил реальное представительство общественников и экспертов в контроле закупок.
То есть, чиновникисохранили полностью контроль над тем, что закупается, а международные организации под диктовку закупают заказ МОЗ?
Международные организации в данном вопросе - равнодушные свидетели оставшейся в Украине коррупции, которые просто прикрывают ее своей репутацией. Нам всем пояснили, что вмешательство международных структур, вмешательство Европы, ООН позволит победить коррупцию. Но речь не идет о прямом их вмешательстве. Мы просто передаем им задачи на закупку, которые рождаются в недрах Минздрава (конкретно в экспертно-технической группе и рабочих группах). Организации просто должны закупить препараты, которые уже зарегистрированы в Украине, со всей нашей коррупцией. Если препараты не зарегистрированы, то их теоретически регистрируют по ускоренной процедуре, хотя на практике с этим процессом есть большие сложности.
Но это подразумевает также некие затраты?
Естественно. Например, закупки через Crown Agents обойдутся нам только официально в 1,5 млн долларов, то есть 5% от всего бюджета закупок. Это по сути хороший откат. Что за него нам дадут? Теоретически, должны были предоставить колоссальную экономию. Лоббисты утверждали, что до 40% на каждой закупке Минздрава теряется из-за коррупции, а в связи с закупками через международные организации мы сэкономим эти 40%. В цифрах это должно быть 1 миллиард 600 миллионов гривень. Эти высказывания вызывают недоумение, и фактически этого чуда не происходит. Единственный вид экономии из закупок через международные организации - это, когда вместо одного препарата закупают его аналог, который намного дешевле. Но когда речь идет о специфических препаратах, то вопрос ставится очень серьезно. Одно дело - отравления от аспирина, а другое - смерти от некачественных препаратов от онкозаболеваний.
Вы говорите за лоббистов. Можете назвать фамилии?
Да, могу назвать несколько человек. Лоббистами закупок через международные организации являются глава организации "Пациенты Украины", соавтор закона об организации закона через международные организации Ольга Стефанишина, второй соавтор закона - Дмитрий Шерембей, а также член правления Центра противодействия коррупции Александра Устинова, глава организации "Центр противодействия коррупции" Виталий Шабунин.
Примечательно то, что эти люди утверждают, что именно Вы ведете информационную войну против этой программы закупок, так как сами ранее имели выгоду и лоббируете своих партнеров?
Они утверждают, что я посягаю на их кусок хлеба, якобы хочу сам проводить госзакупки, потому что я якобы друг Раисы Богатыревой. Это выглядит как безумие и является ложью. Единственная фактологическая вещь, которая меня связывает с Минздравом - это мое якобы бизнес-партнерство с Дмитрием Подтуркиным. Это неправда. Мы с ним действительно общаемся, но не ведем совместных бизнес-проектов.
Эти закупки уже сейчас проводятся, позволили сэкономить?
Были озвучены цифры, что закупки должны сэкономить 40%. Мы видим, что к большой экономии приводят закупки ПРООН, мы также надеемся, что экономию дадут закупки ЮНИСЕФ. А вот данные, озвученные представителями Crown Agents, не позволяют говорит о такой экономии в Украине. Речь шла об экономии 30 тысяч долларов из нескольких миллионов. Это 2-3%. Тут возникает вопрос: или те данные об экономии 40% были ложью, или продолжается воровство этих средств. Стоит учесть: это предварительные данные, которые нуждаются в подтверждении. Пока мы не можем говорить о ценах в Crown Agents, ведь они до последнего держат в тайне цены и сроки поставок.
Давайте тезисно пройдемся по этим закупкам. Вы утверждаете, что будут закупаться препараты, которыеникогда раньше даже не тестировались на детях: Иматиниб, Винкристин Мили, Этопозид Мили.
Вопросы к одному из них были сняты. Нашлись доказательства того, что Иматиниб (торговое название - Альвотиниб) применялся во Львове, что он тестировался. Значит, он удовлетворяет требованиям рабочей группы. Но остались все вопросы и претензии по препаратам по детской онкологии Винкристин Мили и Этопозид Мили. Это препараты, которые производит Venus Remedies в Индии. Своим маркетингом в Украине эта фирма реально не занимается, все продажи этой фирмы в Украине осуществляются по коррупционным схемам.
Чем плохие эти препараты? Они малоэффективны, очень дешевые?
Не может быть что-то, купленное многократно дешевле, равным по уровню безопасности использования. Но это общее соображение, а есть и конкретные аргументы. Эффективность препарата определяется уровнем и частотой его использования. Если препарат нигде и никогда не применялся, ни в одной развитой стране, а именно таковы препараты Venus Remedies, о которых идет речь, то получается, что мы ради эксперимента покупаем сомнительные препараты, пусть даже задешево.
Почему тогда в начале 2000-х ситуацию с лечением ВИЧ в Украине спасли именно индийские лекарства?
Я бы абстрагировался от того, что эти препараты из Индии. В Индии есть все: препараты на любой вкус, цену и качество. Есть и откровенный мусор, и именно его собирались закупить Crown Agents.
А могут вестись параллельные закупки?
Концепция закупок через международные организации воспринималась как временная. Добрые дяди из Британии не могут нам помочь в борьбе с коррупцией, мы должны победить ее сами. Постоянную пользу международные закупки принесут только по некоторым программам, а по остальным мы должны нормально вести антикоррупционную работу в Украине. Глупо надеяться, что в ходе беспрецедентно закрытых процедур закупки тех же Crown Agents мы победим коррупцию. Победить ее должны наши правоохранительные органы.
А как комментируют эту ситуацию в Минздраве?
Там утверждают, что международные закупки повысят эффективность закупок препаратов в Украине, и что со следующего года мы должны проводить все закупки только через международные организации.