Кого Запад хочет видеть украинским премьером?
По мнению исполнительного директора Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрия Боярчука, назначение любого, кто хоть как-то связан с президентом или нынешним премьером, будет восприниматься как отсутствие перемен. Вместе с тем, это решение может повлиять на страну и, в частности, на ее экономику, сразу в нескольких важных аспектах.
Первый из них - то, как кандидатура премьера будет восприниматься во внешнем мире, со стороны. После скандала с друзьями президента и большого количества статей о них в западной прессе любой кандидат из обсуждаемых, кроме Натальи Яресько, будет восприниматься в том же русле. Особенно это касается друга президента - Владимира Гройсмана. Назначение человека, хоть как-то связанного с президентом или нынешним премьером, воспринимается как отсутствие перемен.
Второй момент - насколько замена премьера изменит ситуацию при условии, что перевыборов не будет и законодательная власть останется прежней. Кого бы ни назначили, возникает вопрос, каким образом проводить реформы, учитывая, что для них нужна значительная политическая поддержка.
И третий момент - очень важно, кто войдет в команду премьера. Насколько я понимаю, все кандидаты, которых сейчас обсуждают, пытаются привлечь людей с прореформаторской репутацией. Одни, наверное, пытаются сделать это, чтобы получилась стандартная формула: несколько людей в правительстве проводят реформы, а остальные занимаются тем же, чем и их предшественники - распределением средств, наполнением партийных касс и улучшением своих финансов.
Ситуация сложная; лично я думаю, что на данный момент Яресько - лучший вариант. Во-первых, у нее есть track record: и в отношении налоговой реформы, и в отношении реструктуризации (хоть и был очень большой скепсис, но она стала тем драйвером, который додавил все до конца). Плохо это получилось или хорошо - как говорится, попробуйте сделать лучше. Во-вторых, она позитивно воспринимается на Западе. В-третьих, у нее есть имиджевый и социальный капитал: люди, настроенные прореформаторски, верят Яресько и готовы вкалывать, чтобы помочь ей.
С парламентом, конечно, сложно, но, думаю, если посадить на голодный паек и отлучить от коррупционных схем тех, кто контролирует государственные предприятия, это уже будет серьезная реформа - причем не требующая участия Верховной Рады. Менять законы, конечно, будет сложнее.
В нашей ситуации Гройсман - однозначно не вариант. Думаю, даже если его назначат, уже через полгода все поймут, что нет ни аплодисментов Запада, ни позитивного восприятия, ни кредитов МВФ, и осознают, что совершили ошибку.
На Западе уже не хотят слушать обещания Украины - нужны действия и реальная борьба с коррупцией. Настроен Запад очень решительно. Сразу после революции, когда европейцы и американцы начали выделять деньги для Украины, первым вопросом, который ставился перед гражданским обществом, было: «Мы боимся, что эти деньги разворуют. Как гарантировать, что этого не произойдет? Смотрите, наблюдайте, сигнализируйте, если что».
Этот вопрос постоянно висел в воздухе, а затем начался скандал с друзьями президента, и все страхи западных партнеров воплотились. Дело не в том, что до этого все было хорошо - просто раньше все нехорошее скрывалось; а теперь все вышло наружу, и назад его не запихнешь при всем желании.