Что было в чемоданчике Керри?
США внезапно поменяли воинственную риторику, и ищут пути сближения с Россией. Государственный секретарь США Джон Керри уже в третий раз за неполный год посещает Москву. После каждого визита и встреч с российским руководствам внешняя политика Российской Федерации значительным образом менялась, иногда брался курс на совместные договоренности, иногда, напротив, на откровенное политическое столкновение интересов двух сверхдержав. Что же в этот раз привез в своем чемоданчике Керри, и, главное, о чем с ним сторговались Путин и Лавров?
Два разных полицейских: «злой» Лавров и «добрый «Путин»
Невооруженным глазом заметно, что Лавров еле сдерживает раздражение, общаясь с Керри. В то же время, Владимиру Путину приходится из себя разыгрывать противоположную карту. Все как в старых голливудских фильмах: классическая методика «доброго и злого полицейского». Учитывая, что на данный момент все внешнеполитические карты на руках у России, продемонстрировать одновременно жесткость и готовность к диалогу было крайне необходимо. Ведь через полгода США войдут в затяжное шоу - шоу Великих Выборов, и во внешней политике наступит некоторое затишье. Выборы для американцев - что наподобие национальной традиции, помесь карнавала в Рио-де-Жанейро, и испанской сиестой. Плюсом для РФ является привычка правящего аппарата по мере возможности не передавать неоконченные проекты в геополитическом масштабе. Видимо, в эту встречу был окончательно решен украинский вопрос: так как именно о нем не было сказано для СМИ ни слова. Ну, естественно, передел сфер влияния в Сирии стоял первым на повестке дня. Грубо говоря, сейчас стоит вопрос о том, где конкретно будет проходить зона разграничения сфер влияния российских и штатовских баз, на каких конкретно условиях будет произведен паритет.
Украинский вопрос между США и Россией фактически закрыт. Санкции сняты не будут априори: тут дело даже не в Крыме. Традиционное наложение определенных имущественных санкций - нормальное дело для внешней политики государств; к примеру, санкции согласно поправке «Джексона-Вэника» в отношении России действовали с 1974 по 2012 год. И то, вместо этой санкции, действующей на протяжении практически сорока лет, моментально был введен закон Магнитского. Словом, международное право настолько запутанное предприятие, что толковые юристы в данной сфере на вес золота.
Однако вернемся к украинскому вопросу. В большое раздумье ввергают два фактора: первое, что на встрече в Кремле не было ни слова сказано о потенциальном разделе сфер влияния внутри официального Киева. И второе - последовавшее почти сразу после обсуждения с Керри заявление от НАТО.
Что и как сказали в НАТО
Во время своего визита в Литву малоизвестный заместитель секретаря НАТО Александр Вершбоу дал свой комментарий относительно потенциальной российской политики. Он сообщил, что крымский и донбасские вопросы не станут той ценой, которую НАТО согласно заплатить за союз с Россией в вопросах решения проблемы международного терроризма.
И тут возникают два вопроса. Первый: раз уж никому не известный чиновник из НАТО так гордо отказался от российской помощи в борьбе с террористами, значит, Керри все же предлагал некий конструктивный план? И не добился в утверждении данного плана никаких успехов: скорее всего, Владимир Путин отказался таскать каштаны из огня, дабы плодами его деятельности насладились США. Но, тем не менее, торг был: это логически следует из заявления НАТО.
Ну и второй аспект: НАТО попросту лукавит. Какой-то Вершбоу, малоизвестный визит в малозначимую Литву... Если бы НАТО хотело бы что-то заявить не в качестве намека, не в качестве попытки поторговаться, соответствующее заявление сделал бы Йенс Столтенберг, генеральный секретарь, да с трибуны НАТО в штаб-квартире в Брюсселе. Словом, ситуации в политике разнятся.
К примеру, неоднозначная песенка министра иностранных дел Дещицы на камеру - его уволили через четыре дня после выходки. Но если бы аналогичные действия совершил президент Украины Петр Порошенко, да во время инаугурации - итоговый эффект был бы другим. Одно дело - на всю голову странному депутату Украины, к примеру, сделать идиотскую запись про Россию, и потери бурятских спецназовцев на конях в АТО - и совсем иное, если ответственное лицо от имени официально Киева сделает то же самое. Хотя да сих пор Украина успешно справлялась на этих двух фронтах - именно поэтому украинские делегации стараются не пускать дальше порога. А Порошенко после потрясений кусками автобуса вообще обходят десятой дорогой: вдруг отловит за лацкан и начнет просить денег.
Но то, что для Украины норма, как оказалось, в международной практике не принято. Там «табель о рангах» в достаточной мере жесткая. Поэтому заявление Вершбоу скорее выглядит как поднимание ставок в покере. И пускай Владимир Путин дальше улыбается нехорошей улыбкой василиска. Пускай выторгует для нас все, что получится. Торговать миром сложнее, чем сражаться за него. Но дипломатия хоть и дает менее скорый эффект - зато говорит не тише пушек.