РФ запугивает Финляндию беженцами, чтобы оттолкнуть ее от НАТО
По сравнению с многотысячным потоком бегущих от войны и нужды сирийцев, который льется в благополучную Европу через Турцию и Грецию, число прокладывающих арктический путь в Европу - через Россию сперва в Норвегию, затем в Финляндию - мигрантов незначительно.
Но переменный поток беженцев через Россию все же привнес в раздирающий Европу кризис изрядную долю геополитической обеспокоенности, не говоря уже об интриге. Сигнал тревоги настиг Хельсинки и донесся до Брюсселя, где европейские лидеры не так давно обсудили странный и изменчивый арктический маршрут, лежащий через Россию.
Интригу подогревают растущие подозрения Запада, согласно которым Москва подогревает и использует европейский миграционный кризис, чтобы добиться уступок или, возможно, чтобы расколоть единство европейских стран в вопросе экономических санкций, наложенных на Москву за ее действия в Украине.
«К сожалению, это выглядит как политическая демонстрация со стороны России, - считает бывший министр иностранных дел Финляндии, а ныне председатель Комитета обороны Финского парламента Илкка Канерва. - Они очень искусно умеют донести посыл. Они хотят показать Финляндии, что та должна быть очень осторожна при принятии самостоятельных решений по таким вопросам, как проведение военных учений, развитие нашего партнерства с НАТО и сохранения антироссийских санкций Европейского союза».
Если ритм наплывов беженцев в Европу через Грецию задает погода на Эгейском море, то потоки через Россию всецело подчинены настроению Федеральной службы безопасности России. Именно этот преемник КГБ то открывает, то закрывает путь в высоко милитаризированной зоне, усеянной военными базами.
Начальник департамента по делам миграции финского МВД Йорма Вуорио высказал свое удивление перед принципиально новым феноменом прибывающих из России беженцев. При этом отметил, что пока нет никаких доказательств причастности страны к транзиту мигрантов, одни лишь домыслы.
Пятитысячный поток мигрантов на велосипедах хлынул в Норвегию через прежде жестко контролируемую северную границу прошлым летом. Этот велосипедный поток резко прекратился 30 ноября, после того как российские власти обсудили со своими норвежскими коллегами, как сдержать наплыв людей. Тогда северный маршрут претерпел изменения: отныне беженцы направляются в Финляндию.
Однако Финляндия быстро пресекла наплыв велосипедистов, позволив пересекать границу лишь на машинах. Финское решение задушило российский развивающийся рынок старых велосипедов, но дало рождение новому - дешевых и захудалых машин, в которых только и осталось сил, чтобы переправиться через российско-финскую границу.
Но цель Москвы именно в этом и состоит: заставить Хельсинки опасливо относиться к сближению с НАТО или к любому другому шагу, который мог бы разозлить Россию. Тем более что в Украине она уже показала себя сторонницей гибридной войны, предполагающей использование невоенных методов. Беженцы - часть более широкой стратегии.
«Они хотят, чтобы мы нервничали и принимали во внимание их интересы», - пояснил Канерва.
Как и конфликт в Сирии, европейский миграционный кризис дал Москве возможность заявить о себе как о незаменимой силе, которой Европа не сможет пренебрегать, тем более не сможет ей противодействовать.