WSJ: Новая война Путина в Европе
Недавние боевые столкновения в Нагорном Карабахе, в результате которых погибли как минимум 60 человек, хотя и завершились перемирием, но ясно дали понять, что война между азербайджанцами и армянами уже больше не в состоянии заморозки.
На кону будущее этого чувствительного региона, в котором господствует Кремль и который находится на перекрестье более масштабных политических и идеологических рубежей Евразии.
Однако, администрация Обамы, по всей видимости, считает, что армяно-азербайджанский конфликт существует в вакууме и что он изолирован от напряженностей в регионе, а также от деструктивной роли, которую играет Россия Владимира Путина.
Пора Вашингтону увидеть, что Москва - это часть проблемы, а не ее решение и американским властям пора взять на себя инициативу по переводу конфликта на мирный путь.
Обострение конфликта происходит не просто так и его причина заключается в следующем: ситуация на Кавказе становится все более и более шаткой. В начале 1990-х годов армяно-азербайджанский конфликт находился в центре политического раскола в регионе. Москва поддерживала Армению, при этом нерешенный конфликт удерживал Ереван в лагере России. А Баку заручился поддержкой Турции и Запада. Иран же, опасаясь, что светский и богатый нефтью Азербайджан начнет заигрывать с США, встал на сторону Армении и России.
Потом была инициированная Обамой перезагрузка российско-американских отношений, которая, как показалось, стала для Москвы поощрением за ее агрессию против Грузии в 2008 году. А относительно недавно президент США не прислушался к советам членов своего кабинета и без особого энтузиазма выступил против разделения Россией Украины, а также против поддержки Москвой сирийского режима Башара Асада.
Когда в прошлом году российские крылатые ракеты, запущенные с военных кораблей в Каспийском море, полетели в Сирию, началось слияние политики постсоветского пространства и Ближнего Востока. Турецко-российская конфронтация лишь ускорила этот процесс, поскольку Азербайджан находится на стороне Турции, а Армения - России.
Обострение конфликта в Нагорном Карабахе неслучайно совпало по времени c устроенным Обамой саммитом по ядерной безопасности в США, а также с первой за 10 лет поездкой президента Азербайджана Ильхама Алиева в Вашингтон. Владимиру Путину выгодно напоминать обеим сторонам (и Западу) о своей способности устраивать хаос в уже страдающем от конфликта регионе, чтобы те играли по его правилам.
В ходе недавних боев Азербайджан впервые за 20 лет смог вернуть себе контроль над частью территории. И он может захотеть большего, в то время как Армения может попытаться нанести ответный удар, чтобы отбросить азербайджанские силы назад. Таким образом в последний год правления Обамы легко может произойти обострение конфликта на Кавказе. Однако, несмотря на это, американское руководство придерживается байки о том, что позиции Вашингтона и Москвы по армяно-азербайджанскому конфликту полностью совпадают.
Текущая американская политика отрицания лишь указывает на то, что Вашингтон не воспринимает этот регион всерьез. Если Америка хочет избежать крупной войны на Кавказе, ей необходимо возглавить серьезную дипломатическую инициативу и взяться за Армению и Азербайджан. А это может произойти лишь в том случае, если Вашингтон признает, что Кавказ - это часть длинной дуги конфликта, идущей с Украины в Сирию, и что интересы Америки фундаментально противоположны интересам господина Путина.