Чебурек сделал кассу
До аннексии Крыма Руслан Эмруллаев был банковским служащим в государственном «Ощадбанке». Когда на полуострове появились российские военнослужащие и финучреждения стали массово закрываться, место он потерял. Какое-то время работал «на туриста», как и большинство крымчан в сезон. Руслан устроился в известное в Бахчисарае кафе крымскотатарской кухни «Мусафир». Работал на мангале, а также продавал национальные сладости.
Cо временем и кафе закрыли. Эмруллаев в апреле 2015-го переехал с семьей в Киев. Но в столице работу в банке не искал. Перспектива работать по найму Эмруллаева не прельщала в принципе.
«Честно говоря, я бы просто тут не вытянул в съемной квартире с семьей, которую нужно содержать. Я всегда хотел открыть собственное дело, попробовал в Киеве, и мне понравилось», - говорит он. За первый год столичной жизни Руслан Эмруллаев открыл две чебуречные, в каждой из которых продается не менее 90 чебуреков в день.
Первое заведение Руслан открыл на Владимирском рынке в мае прошлого года. В Крыму традиционно чебуречные размещаются на рынках, поэтому место под будущее заведение он искал прежде всего на территории столичных базаров. Увидел неработающие роллеты, обратился в администрацию. На тот момент Эмруллаев жил в Киеве только месяц, города не знал и, как сам признается, только потом понял, куда попал.
Район «Палаца Украина» очень дорогой, как и Владимирский рынок, чьи посетители в основном состоятельные люди. А в Киеве у рыночной торговли своя специфика, также, как и свое отношение к чебурекам. Эмруллаев до сих пор помнит первую фразу администратора Владимирского рынка, когда пришел подписывать договор аренды: «Может вы все-таки не будете открываться? У нас рынок специфический, люди специфические, не дай Бог кто-то отравится, и нас, и вас на уши поставят».
«В Киеве слово «чебуречная» имеет негативный окрас», - вздыхает Руслан, «Меня аж самого коробит, когда вижу, как тут в основном их делают и продают. Чебуречная не должна ассоциироваться с задымленным, замызганным ганделыком. Я работаю так, чтоб этот стереотип сломать», - утверждает он.
Бизмесмен вспоминает, что в первое время после открытия посетители спрашивали, иногда со скепсисом, как часто меняется масло для приготовления чебуреков. «Мы меняем масло каждое утро», - уверял Эмруллаев. По его словам, этого вполне достаточно. Если масло не перенагревать, оно и к вечеру нормально жарит чебурек и не дымит. На отработанном же масле Руслан Эмруллаев тоже зарабатывает: его забирают производители биотоплива для дизельных двигателей по 8 грн. за литр.
«Еще у нас спрашивают, почему меняем масло утром? Потому что с вечера оно горячее, рабочая температура для жарки 170-180 градусов. Отработанное масло сливается в пластиковую посуду, а если залить в нее раскаленное, посуда поплавится», - поясняет он.
Главная же «фишка» чебуречных Эмруллаева в том, что каждый чебурек готовится на глазах у клиента. Посетитель наблюдает весь процесс приготовления, видит из чего его лепят. «Здесь никто не экономит на сырье», - говорит он. Для приготовления чебурека предприниматель использует только качественную говядину, халяльное мясо, разрешенное к употреблению мусульманам. Речь идет об определенной технике забоя скота, когда животное не бьют током, не оглушают, а перерезают горло. По словам Эмруллаева, если откинуть сакральную для мусульман сторону вопроса, такой способ забоя хорош тем, что максимальное количество крови выводится из организма, поэтому мясо вкуснее.
Сегодня чебуреки Эмруллаева дороже, чем у конкурентов по рынку: средняя цена чебурека в Киеве 10-12 грн, Руслан продает чебуреки по 16 грн. Но это абсолютно устраивает его завсегдатаев. «Я заметил, что в Киеве есть спрос на качество, за которое готовы платить», - говорит предприниматель.
За первый год работы на Владимирском рынке, по словам основателя чебуречной, получилось наработать хорошую базу клиентов, много постоянных посетителей. Владимирский рынок, окруженный офисными центрами и банками, место буднего дня, многие забегают к Руслану пообедать. А в субботу приезжают в основном постоянные клиенты.
Хороший старт на Владимирском рынке позволил Эмруллаеву месяц назад открыть вторую чебуречную возле станции метро «Нивки», в «проходном» месте. Здесь, по словам Руслана, тоже есть свои особенности. Много парков, мест отдыха. И когда потеплело, в чебуречной стали появляться целыми компаниями, семьями, особенно на выходных. «Заказывают по 10-13 штук чебуреков, в день теперь выходит больше сотни. Весь день в динамике, поэтому и домой приходишь бодрым», - говорит он.
Обустройством чебуречных Руслан Эмруллаев занимался сам: делал мебель, оббивал деревом потолок и стены. Поэтому открытие заведений, по его словам, не потребовало больших затрат. В перспективах же Эмруллаев мечтает выйти из рамок МАФа и открыть настоящий ресторан крымскотатарской кухни, который требует несопоставимых с нынешними капиталовложений, но позволит ему выйти на другой уровень.