Новости и события » Культура » Женщины в бизнесе: Ирина Фомина

Женщины в бизнесе: Ирина Фомина

Женщины в бизнесе: Ирина Фомина

Президент МБГ о работе, путешествиях и любви к вину.

Для спецпроекта "Женщины в бизнесе" мы поговорили с Ириной Фоминой - основательницей и бессменным президентом виноторговой компании "МБГ". Ирина редко дает интервью, но TrendSpace рассказала обо всем: работе, путешествиях, красоте и любви к вину.

МБГ - одна из крупнейших виноторговых компаний на российском рынке - и одна из старейших (МБГ была основана в 1995 году). Как вы начали заниматься вином, да еще и в таком юном возрасте?

Случайно. Я училась в аспирантуре МГИМО и параллельно работала в крупной французской торговой компании. Это был хороший опыт: я продавала все - от зубоврачебных кабинетов до яхт. Да, яхта была моей первой сделкой - мне было около двадцати. Интересное было время.

Потом я ушла от французов и создала МБГ. И снова мы занимались продажей всего - полуфабрикатных кексов, замороженного мяса... Это было очень прибыльно - и очень скучно. Все тогда чем-то торговали, и вот однажды наши друзья из DP-trade (сегодня также одна из крупнейших виноторговых компаний. - Прим. ред.) начали заниматься вином. В какой-то момент они предложили мне заключить контракт с шампанским домом Ruinart - у DP-trade уже был эксклюзивный договор с Bollinger, и они не могли поставлять в Россию еще одно шампанское.

Я подумала и решила - почему нет? Красивый, в конце концов, бизнес (смеется). Конечно, я не была специалистом в вине - но никто не был.

Мы с мужем, придававшим мне солидности, поехали знакомиться с Ruinart - и заключили контракт, притом на всю Россию. Одновременно с этим я открыла винотеку "Интендант", которая успешно работает до сих пор. К Ruinart добавился дом de Ladoucette, следующие производители... и в итоге за двадцать лет мы собрали внушительный портфель.

Как формируется этот портфель сейчас? Как вы выбираете производителей и вина, которые в итоге будете продавать?

Виноторговые компании определенного уровня должны иметь определенный набор в портфеле. Разумеется, Франция, Италия, Испания, Новый Свет. Сейчас к этому добавились немецкие и австрийские вина, вина из стран, о торговле с которыми несколько лет назад мы и подумать не могли. Есть разные пути продвижения. У нас меньше брендов, чем у некоторых других крупных виноторговых компаний. И вот почему: мы считаем себя брендбилдером. С момента образования компании мы вкладываем все наши силы в продвижение не бренда "МБГ", а брендов наших вин. Поэтому, например, Antinori - первый итальянский бренд на российском винном рынке. Никого даже рядом с ними нет - и по известности среди потребителя, и по представленности, и по количеству продаваемых бутылок. В портфеле второй нашей компании - "Миллениум" - есть бренд Torres. Это испанский бренд номер один, в его известность мы тоже вложили много сил.

Какие тренды в области потребления вина можно выделить? Та же мода на австрийские вина - она преходящая?

Потребитель, конечно, начинает больше разбираться в винах, ему уже не так интересны коммерческие, массовые вина. Это нормально и можно сравнить с популярностью нишевой парфюмерии. Многие из нас (и я в том числе) уже не могут представить, что будут пользоваться коммерческими духами. Так и здесь - это один из способов показать собственную уникальность. Бордо - замечательно, гран-крю - прекрасно. Но люди хотят чего-то нового.

Что вы скажете об омоложении аудитории?

Так и есть. Еще один очевидный тренд - мы все начинаем пить более легкие вина, хороший пример - успех легкого изящного белого San Giovanni Orvieto. Сегодняшний ритм жизни уже не позволяет увлекаться танинными, тельными винами.

Как вы оцениваете перспективы и состояние российского виноделия сегодня? Будут ли у нас когда-то великие вина - или хотя бы бесспорные "знаки качества"?

Для того чтобы делать хорошее вино, нужен хороший виноград. Хороший виноград на хороших лозах не может появиться "прямо сейчас".

Сделать качественное вино на дешевом импортном виноматериале, как это пытается делать сейчас ряд производителей, невозможно. В чем, например, сила такого винного гиганта, как Antinori? Практически все вина производятся ими из собственного винограда. Это совсем другой контроль качества.

Мы в МБГ хотели собрать полноценный портфель российских вин, но пока у нас есть только "Усадьба Дивноморское", "Абрау-Дюрсо", "Винодельня Ведерниковъ".

К сожалению, сейчас российское вино очень переоценено. Мы не можем объяснить потребителю, почему он должен покупать бутылку российского вина, которое стоит в два раза дороже аналогичного по качеству Antinori.

Тем не менее сейчас в российском виноделии - и в Краснодарском крае, и в Крыму, и в других регионах - есть виноделы-энтузиасты, есть частные инвестиции. Это длительный и непростой процесс.

А какие вина вы пьете сами?

Шампанское (смеется). Еще - луарские, сансерры, бургундские вина.

А вообще, я очень люблю сочетание вина и еды. Мы первые в России начали проводить эногастрономические ужины. Из относительно недавних событий - в Казани у нас состоялся четырехдневный гастрономический фестиваль: Мигель Торрес (глава испанского винного дома Torres) привез в город известного каталонского шефа. Это было целое событие.

Сколько сейчас человек работает в МБГ?

460, включая филиал в Петербурге.

В чем женский стиль управления? И в чем конкретно ваши особенности как руководителя?

Женщины могут быть хорошими руководителями. Женщины более терпимы и терпеливы, в определенных ситуациях могут быть более настойчивы, чем мужчины, и при этом не деспотичны.

Вообще я очень люблю людей и прислушиваюсь к их мнению. Думаю, это важно для любого начальника. Я стараюсь не принимать решения, не имея полной картины событий, не основываться на мнении какой-то одной стороны. Моя позиция - любое решение должно быть взвешенным, иногда с ним лучше "переспать".

Еще я не приемлю сплетни, интриги, пустые разговоры и излишнюю эмоциональность. Все эти грехи приписывают женщинам - но часто они свойственны и мужчинам.

Один из ваших партнеров по бизнесу, Сергей Минаев - очень медийный человек, причем свою медийность он заработал, уже будучи в МБГ. Его известность и параллельные проекты помогают бизнесу или, наоборот, мешают?

Я всегда приветствую, когда человек развивается в разных сферах и тем более когда у него получается что-то, чего не умею я. Сергей очень талантливый человек, и конечно, его известность - это определенный бонус. Я благодарна ему, что он использует этот ресурс острожно и всегда в контексте позиции компании. Наша позиция - не "мочить" конкурентов, а рассказывать потребителю, чем мы лучше, образовывать его, обеспечивать сервис более высокого уровня. И, думаю, нам это удается.

Как вы познакомились?

Сергей пришел к нам на работу. Я всегда старалась нанимать людей, у которых есть компетенция, которой не хватает в компании. Сергей пришел из William Pitters, крупной алкогольной компании, и был очень хорошо образован. Самоуверенный такой молодой человек - и он понравился мне способностью самостоятельно реализовать проект от идеи до воплощения.

А вам самой не хотелось большей медийности?

Самые большие ценности для меня - личное пространство и время. Выбирая между тем, пойти на светское мероприятие или провести вечер с близкими мне людьми, я всегда выберу второе. Медийность - это обязательства, отнимающие силы и сжирающие время. Мне панически страшно от того, на сколько любимых вещей мне не хватает времени: на книги, на спорт.

Какой спорт?

Йога, тайский бокс и мое новое увлечение - борьба японских самураев кэндо. Здесь у меня нет наставника, поэтому я занимаюсь, только когда я на Сардинии. А когда я в Москве, стараюсь заниматься спортом каждый день. И лучше на улице. Даже в минус 17.

Какие еще секреты по поддержанию такой вот формы у вас есть (Ирина выглядит, честно говоря, невероятно.)

Правильно питаться, конечно. Я ем все, что я хочу, - но мне повезло, я не люблю сладкое. Со мной рядом будет стоять банка варенья и коробка печенья - а я, наверное, умру голодной смертью. Не смогу это съесть.

Если бы у меня было время - я ходила бы в баню каждый день. И купалась бы в холодной воде тоже каждый день. Мой рекорд - Австрия, плюс шесть градусов.

Плюс, конечно, это косметика и косметические процедуры. Я всегда увлекалась косметикой, читала в самолетах обзоры, скупала кучу всего и тестировала на себе. Идея была так себе - у меня аллергия, кажется, на 99,99% веществ. Но охота пуще неволи.

Так вы оказались еще и в косметическом бизнесе?

Да, это тоже вышло случайно. Наш офис тогда был в здании мэрии - и в одном из освободившихся помещений я решила сделать спортзал и салон красоты. В который я решила привезти какую-нибудь марку, которой нет в России. Выбор пал на Thalgo. И мне, разумеется, пришло в голову, что заключать контракт ради одного салона - глупо, надо сразу договариваться о дистрибьюции в России. Как я буду это делать, я понимала плохо, но какой-то аферизм во мне взял верх. Мало кто верил в успех - и партнеров в тот момент у меня не оказалось. Но все получилось. Это был 1995 год.

Потом появились контракты с Valmont, Etro и другими марками. Мы их дистрибьюторы до сих пор. Сейчас к ним добавились 3LAB, Dr. Jart+ и ряд демократичных марок - таких, как Yes To.

Как кризис сказался на косметическом и на винном бизнесе?

В косметическом мы почти ничего не потеряли. Мы один из немногих независимых дистрибьюторов такого масштаба, и сетям выгодно работать с нами. Плюс, как я уже сказала, мы расширили ассортимент за счет более демократичных продуктов.

В вине ситуация значительно хуже. Люди не перестают пить, но тратят меньше. Часть переходит на более дешевые вина. Те же, кто привык к премиальным винам, продолжают их пить. Но пьют меньше. Конечно, у нас падают обороты.

У нас с Аркадием Новиковым есть совместный проект - ресторан Cantinetta Antinori. Я всегда слежу за тем, как меняется потребление внутри ресторана. Сейчас хит - это демократичное Antinori Rosso di Montalcino.

Этот кризис - самый сложный. Он длительный и очень глобальный. Мы интегрированы в экономику страны, и здесь санкции нам совсем не в помощь.

Что сейчас происходит с запретом на торговлю вином через интернет?

Законопроект, частично легализующий онлайн-торговлю алкоголем, сейчас на рассмотрении в Госдуме. Мы надеемся, что скоро нас ждут позитивные изменения.

Когда вернется разрешение на рекламу алкоголя?

Здесь пока конкретных новостей нет. Вообще, кстати, меня коробит, когда вино приравнивают к алкоголю. Для меня это абсолютно разные вещи. Я в жизни не пила водки, да и вообще крепкий алкоголь - это совсем другая история. Тем более дешевый. Запрет на рекламу бьет совсем не по той цели. Уменьшилось ли количество паленой продукции? А как научить людей разбираться в вине? У нас обрублены практически все каналы коммуникации - и после этого мы говорим, что наш потребитель ничего не понимает.

Ваши любимые марки косметики?

Мы работаем с доктором Себа (косметическая марка Dr. Sebagh). Это мой огромный друг, "король инъекций" - мы познакомились случайно какое-то невероятное количество времени назад, и у него прекрасные продукты. 3LAB, Dr. Jart+ - это если говорить о "своих" марках.

Мне нравится Shu Uemura, NARS, Armani. Я до сих пор покупаю косметику в невероятных объемах, потом она лежит у меня годами. Раньше у меня сумка была забита вырванными из журналов страницами с рекламой и обзорами. Слава богу, теперь все можно сфотографировать на айфон.

Где вы покупаете одежду?

Раньше я очень любила Valentino, сейчас - Jil Sander. Мне нравятся некоторые вещи у Celine и Gucci, Jason Wu, Victoria Beckham, Ala?a. Из обуви - Giuseppe Zanotti Design, Sergio Rossi. Еще одна моя слабость - это очки, у меня их невероятное количество. Их я покупаю в своем любимом House of Eyewear в Париже - там есть редкие марки и редкие модели.

Ваши любимые рестораны?

Кому-то покажется это старомодным, но я чувствую себя как дома в московском China Club. Из новых - отличный проект "Сыроварня".

Я очень люблю Le Calandre в Падуе, мне очень близок стиль талантливейшего шеф-повара Массимилиано Алаймо. Еще Alain Ducasse au Plaza Ath?n?e. Я имела невероятное счастье наблюдать за тем, как готовит этот гениальный человек - это было у меня дома в Париже.

Люблю индийскую кухню - и уже много лет хожу в парижский Annapurna. За это время он стал невероятно популярен.

А какие книги оказали на вас влияние?

Конечно, Конфуций. Часто перечитываю басни Лафонтена в оригинале. В определенный момент своей жизни я прочитала "Две жизни" Конкордии Антаровой, и эта книга меня поразила. Одной истиной, которую я почерпнула из книги, я пользуюсь до сих пор. "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый тебе - учитель".

Интервью: Саша Сутормина

Фотограф: Александр Кунда

Женщины в бизнесе: Ирина Фомина

Женщины в бизнесе: Ирина Фомина

Женщины в бизнесе: Ирина Фомина

Женщины в бизнесе: Ирина Фомина

Белый дом Франция


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх