Эксперты: Через пять лет Путин все еще будет у власти
Американский журнал Foreign Affairs предложил политологам принять участие в коротком опросе: им предложили ответить, согласны ли они с фразой «Владимир Путин останется у власти в России через пять лет», и при этом указать, насколько уверены они в своем ответе. Согласно общим итогам подавляющее большинство опрошенных с этой идеей согласилось: 16 человек были «согласны», четверо - «абсолютно согласны». Двое заявили о «нейтральном» отношении к этому утверждению, двое были «не согласны» и один «категорически не согласен».
Абсолютно согласны с тем, что Путин останется президентом России через пять лет глава Eurasia Group Ян Бреммер, бывший девятикратный представитель Калифорнии в американском парламенте и член комитета по разведке Джейн Харман, профессор Колумбийского университета Роберт Джервиис и профессор Принстонского университета Стивен Коткин. Уверенность в своих ответах они оценили между 7 и 9 баллами по десятибалльной шкале.
Бреммер указывает, что Путин, как никакой другой лидер крупной экономики, сосредоточил власть в своих руках, а потому сместить его может только непредвиденное событие. Харман с ним согласна и добавляет при этом, что видение «Великой России» не ограничивается представлениями лично Путина и что даже другой человек, скорее всего, будет вести похожую политику. Коткин заявляет, что сподручные Путина наверняка успешно организуют его переизбрание в 2018 году, и указывает, что самому Путину тогда будет всего 66 лет, при этом он остается в хорошей физической форме. Ученый также считает, что представление о связи выживания российского лидера с выживанием страны превратилось в почти правящую национальную идею.
Выступивший резко против идеи нахождения Владимира Путина у власти через пять лет, причем с уверенностью в 10 баллов, профессор американского Ратгерского университета Александр Мотыль никакого обоснования своему ответу не дал. Так же без объяснений остался ответ экономиста Сергея Гуриева, хотя он с этим тезисом просто «не согласен» и уверен в нем лишь на 5 баллов. Другой «несогласный» - политолог Глеб Павлоский, уверенный в своем ответе на 8 баллов, - пишет, что для современной России Путин стал «логотипом» и что эта система «нестабильна».
Профессор Колумбийского университета Кимберли Мартен высказалась «нейтрально» (в своей позиции она уверена на 10 баллов) и напоминает, что никто не знает, каков естественный срок жизни Путина, а также - не отправит ли его «на пенсию» собственное окружение из-за некоей непредвиденной политической ошибки. Однако она отмечает, что само политическое устройство России - выгодное для выходцев из спецслужб - через пять лет наверняка останется, будет или не будет Путин во главе.
Среди шестнадцати человек, ответивших на вопрос утвердительно, есть и политологи Нина Хрущева, Иван Крастев и Федор Лукьянов, и профессор американского Naval War College Николай Гвоздев, и бывший представитель США в НАТО Иво Даалдер, и журналист Грегори Файфер. Последний уверен в своем ответе на 10 баллов и указывает, что подрыв власти Путина вынудит элиты отойти от личностной системы власти, которую тот выстроил, а нынешний российский президент очень хорошо манипулирует политическими и экономическими олигархами страны.
Нина Хрущева признается, что долгое время была сторонником теории скорого конца власти Путина - наподобие того, как это случилось с Лаврентием Берией. Однако Путин одержал тактические победы над российской оппозицией, в Украине и в Сирии, и теперь политолог склоняется к представлению о Путине как об аргентинском диктаторе Хуане Пероне, которого после его свержения в 1955 году население страны требовало вернуть.
Правда, в своем представлении Хрущева уверена всего на 4 балла, ведь «кремлинология - неточное и непредсказуемое искусство». Ее коллега - профессор Колумбийского университета Стивен Сестанович и вовсе оценил уверенность в своем ответе в один балл, ведь у России «уже второй год рецессии без ясного плана» и впереди выборы, а западные санкции продолжают сказываться, в Сирии и в Украине продолжаются «маленькие войны», а Путин «может быть как здоров, так и нездоров».