Художник недели: JR
Краткий гид по творчеству уличного художника,
JR - пожалуй, самый влиятельный уличный художник в мире после загадочного Бэнкси. В отличие от британца, француз не прячется под завесой анонимности. Его настоящее имя - Жан Рене, родился он в Париже в 1983 году. Еще подростком Жан стал делать первые граффити, но уже в 17 лет впервые нанес на стены домов не рисунки, а увеличенные копии фотографий, что впоследствии превратилось в его фирменный стиль.
Как и работы многих других стрит-артистов, проекты JR давят на болевые точки современного общества - в 2011 году ему даже присудили премию TED Awards, которую вручают за "желание изменить мир". На социальные проблемы творения француза взирают глазами простых людей: подростков с парижских окраин, обитателей бразильских трущоб, обездоленных женщин.
Portraits of a Generation
Один из первых крупных проектов JR создал в 2004-2006 годах: художник отснял серию портретов молодых обитателей бедных окраин Парижа и развесил их на стенах домов, автобусных остановках, террасах кафе, даже на муниципальных машинах, собирающих мусор. Работа над "Портретами" совпала с массовыми беспорядками 2005 года в восточных окрестностях французской столицы - JR представил альтернативный образ целого поколения, без навязанных СМИ клише.
Women are Heroes
Свой самый зрелищный и вместе с тем тревожный проект JR создал в далеком Рио-де-Жанейро: живописное нагромождение местных фавел обзавелось десятками черно-белых глаз. На этот раз героями уличного художника стали жительницы самых знаменитых трущоб планеты, пострадавшие в ходе уличных конфликтов и бандитских перестрелок. Портреты женщин появились на стенах домов и даже на ступенях уличных лестниц. Старанями художника личные трагедии стали частью городской среды, которая их породила. Рио - лишь самая известная площадка Women аre Heroes, проект также появился на улицах неблагополучных районов городов Индии, Кении, Либерии и других стран.
Wrinkles of the City
В 2011 году в испанском городе Картахена стартовал еще один проект JR - "Морщины города". Художник сделал серию снимков, изображающих лица и руки самых старых обитателей города. Помещенные в городскую среду, человеческие морщины, седина, шрамы и исполненный мудрости взгляд из простых признаков старения тела превращаются в приметы неумолимого хода времени, часть истории конкретного места. Впоследствии Wrinkles of the City добрался и до других городов: Шанхая, Лос-Анджелеса, Берлина, Стамбула и Гаваны.
Unframed
В 2010 году француз начал работать над проектом Unframed - на этот раз художник использовал не собственные, а архивные снимки и работы известных фотографов прошлого. JR изъял изображения из привычного контекста, модифицировал их и, верный самому себе, поместил на фасады зданий. Проект стал ключиком к коллективной памяти городских жителей, заставляющим задуматься об истории примелькавшихся районов и улиц или, быть может, перелистать собственные семейные фотоархивы.
Самая необычная вариация Unframed появилась в 2014 году - JR разместил старые снимки на стенах, дверях и окнах заброшенной больницы на нью-йоркском острове Эллис, самом крупном центре по приему иммигрантов с 1892 по 1952 годы. Поработав с архитектурным контекстом, художник виртуозно "воскресил" призраков прошлого.
NYCBallet
В 2014 году создал для New York City Ballet один из немногих проектов, разместившихся не под открытым небом, а внутри здания. Грандиозное полотно, напоминающее ренессансные росписи плафонов и куполов, представляет из себя исполинский глаз (уже ставший в творчестве JR образом-завсегдатаем), на фоне которого "рассыпаны" фигуры 80 танцоров театра, замерших в живописных па. Работа над этим проектом привела к неожиданному результату - несколько месяцев спустя JR решил попробовать себя в жанре хореографического перформанса по мотивам его ранних работ во время парижских беспорядков 2005 года.