Цена жизни в рублях. Как выжить пенсионерам из оккупированных территорий?
С начала 2016 года Кабинет Министров Украины начал активно искать способы экономии бюджетных денег, особенно за счет социальных выплат населению. Министерство социальной политики при Павле Розенко развернуло масштабную компанию охоты на временно перемещенных лиц, а именно на пенсионеров, лишая их всех выплат. До оккупации, в Донецкой и Луганской областях проживало примерно 1 50000 миллионов пенсионеров (по данным Пенсионного Фонда Украины).
Министерство социальной политики в течение 2015 года перестало выплачивать деньги 150 тысячам пенсионеров из оккупированных территорий Донбасса, которые зарегистрировались в качестве переселенцев, но не проживают на подконтрольной Украине территории. Остановка выплат была обоснована данными, которые предоставляли СБУ и Национальная полиция.
Показатели пенсионного фонда 01.01.2014г.
Показатели пенсионного фонда 01.01.2015г.
По оценкам службы безопасности, 30-40% переселенцев получают социальные выплаты незаконно из-за проживания на территории самоназванных "ЛНР" и "ДНР". По украинскому законодательству, получать социальную помощь могут лишь те, кто выехал с оккупированных территорий или зоны проведения АТО и зарегистрировался на подконтрольной Украине территории.
Остановка выплат, как пояснил министр, связана с риском попадания выплачиваемых из госбюджета средств в руки пророссийских боевиков и террористов. Фактически, с февраля 2016 года примерно 700 тысяч пенсионеров остались без своих пенсий, хоть Закон Украины "О пенсионном обеспечении" и гарантирует социальную защищенность пенсионеров.
Выживание за счет оккупантов
Ни один пенсионер, оказавшийся на оккупированных территориях, не отказался от выплат новых "властей". С 18 декабря 2015 года в самоназванных республиках действует система пенсионных выплат. Например, в "ЛНР" существует закон "О неотложных мерах социальной? защиты граждан, проживающих на территории Луганскои? Народнои? Республики в условиях агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формировании? Украины". Сам по себе документ номинальный. Состоит из общих фраз и ничего общего с законом нет. У всех пенсионеров пенсия пересчитана один к двум в рубли, то есть, получали 1150 гривне, а теперь 2300 рублей. Сами старики объясняли в интервью свою лояльности только одним, желанием выжить: "Мы жили во времена дефицита и голода. Государства меняются, а старшее поколение все так же выживает. Я устала от этого", - сказала в интервью моя бывшая соседка из оккупированного Луганска.
На что же тратят свои "заоблачные" деньги пенсионеры в "ЛНР"? Лидия Ивановна из оккупированного Луганска, любезно согласилась дать мне интервью по телефону, рассказав о ценах на еду и лекарство в столице "банановой республики".
Еда, которую покупает моя собеседница на рынке стоит не малых денег: сахар - 50 рублей килограмм; яйца 52-55 рублей за десяток; макароны на развес от 20 рублей; мука от 22 рублей; огурцы 130 рублей килограмм; свинина 270 рублей за кило; куриное филе - 190 рублей, сало по 250 рублей; гречка и рис от 60 рублей; батон белый 11-15 рублей, социальный хлеб - 6 рублей. На первый взгляд, кажется не так уж и дорого, но Лидия Ивановна объясняет, что цены нужно делить на два, чтобы получить их в гривнах.
"Без моей украинской пенсии в 1358 гривен стало совсем плохо. Экономлю на всей еде, ведь дачи уже 2 года как нет с этими боями. Интересно, как они во власти, хотели бы, чтоб я жила в Белокуракино на съемном жилье за тыщенку свою. Помощи ждать нет откуда...", - жалуется мне в интервью моя собеседница.
"Единственное в чем повезло, так это с лекарствами. Они в России дешевые и у нас тоже, хотя не все есть. Темпалгин по 50 рублей, корварол 25, а валидол 20".
Тем временем в Украине в 2016-м году запланирован рост минимальных пенсионных выплат с 1074 грн. в два этапа: с 1 мая - до 1130 грн, с 1 декабря - до 1208 грн. Таким образом, в текущем году минимальные пенсии будут увеличены на 134 грн. (на 12,5% или 5,36$).
За последние два года, я прочитала огромное количество статей в персональных блогах и в крупных изданиях на эту тему. Чаще всего политики высказываются радикально и поддерживают "финансовый голод" пенсионеров на неподконтрольных территориях. И их можно понять, но мы говорим о живых людях, которые не по своей воле оказались в таких условиях. Сейчас кто-то вспомнит о митингах пенсионеров в Луганске, с призывом о помощи и защите от мнимых карателей, но этих протестующих было до тысячи. Сейчас же страдают сотни, поставленные на границу выживания. И когда мы говорим о победе, мы должны бороться за людей, которые остались сам на сам.
Все те, кто продолжает стоять на том, чтобы пенсионеры и инвалиды не могли получать своих денег, ответьте для себя на следующие вопросы: Это такие большие деньги? А что, если бы ваши родные были на их месте? Где все эти сэкономленные деньги Минсоцполитики, начиная с 2015 года? Почему СБУ эффективно работает только против своих граждан, а не тех, кто реально заслужил их внимание?
Галина Русаневич