Новости и события » Общество » "Я помню..." Вспоминает Никитюк Владимир Гаврилович

"Я помню..." Вспоминает Никитюк Владимир Гаврилович

"Я помню..." Вспоминает Никитюк Владимир Гаврилович

«Слушатель 10-го отдельного полка, резерва офицерского состава, командир пулеметного взвода представляется к правительственной награде - медали "За отвагу". Ранее наград не имел. Год рождения - 1925; партийность - член ВЛКСМ. Участник боев 3-го Белорусского фронта, имеет одно ранение. В рядах РККА с 31.01.1943. Украинец. В действующей армии с 1944 года. Краткое описание подвига: подлинный сын Ленинско-Сталинского Комсомола, несмотря на короткое пребывание на фронте, товарищ Никитюк показал себя героем, действуя в составе 295 гвардейского стрелкового полка, 96-й гвардейской ордена Ленина и ордена Красного Знамени Иловайской стрелковой дивизии. Командовал пулеметным взводом 13 января 1945 года при прорыве обороны противника западнее города Шталлугенен в Восточной Пруссии. Выполнял приказ командира полка, обеспечивая своим огнем продвижение наших войск. Был ранен. Несмотря на ранение, продолжал командовать взводом до окончания завершения прорыва, оставаясь в строю. 19 января 1945 года участвовал в штурме города Гумбинен. Заменил выбывший из строя расчет станкового пулемета, получил второе ранение, тяжелое. Но лишь только тогда, когда город Гумбинен был взят, товарищ Никитюк по приказу командира полка оставил поле боя. Младший лейтенант Никитюк Владимир Гаврилович достоин правительственной награды "орден Отечественной войны 1 степени". Дата: 13 мая 1945 года. Подпись: командир батальона - майор Дорошенко. Достоин правительственной награды - медали "За отвагу". 17 мая 1945 года награждается орденом "Отечественной войны 2 степени"».

Это текст наградного листа Никитюка Владимира Гавриловича. Я держала в руках этот документ. Читая коротенькую выписку, в которой сухим казенным языком описывается подвиг, я тем не менее с трудом сдерживала слезы. Мурашки пробегают по телу, когда видишь каждую дату, каждую букву, каждую награду.

Владимир Гаврилович, как и многие его ровесники, оказался в самой гуще кровопролитных сражений. Будучи участником Великой Отечественной войны, он вместе со своими однополчанами вырывал для нас эту долгожданную победу. С каждым годом 9 мая становится все более и более обычным днем. Но когда встречаешься лицом к лицу с героем войны, когда всматриваешься в его глаза, хочется крикнуть: «Опомнитесь! Это наши ангелы-хранители!» Они скромные, они тихие, но они - герои. Ужасы войны, такой масштабной, такой неимоверно страшной, преследуют наших героев по сей день. И знаете, что вызвало во мне дрожь?.. Два слова, с которых начал свой рассказ Владимир Гаврилович: «Я помню... ». Если бы вы знали, что значит это «Я помню»! За этим коротким словосочетанием стоят годы кошмаров, реки соленых слез и крики отчаяния. Когда человек произносит слова «Я помню» с такой пронзительной болью, хочется как-то посочувствовать или хотя бы понимающе кивнуть. Но ни одного утешительного слова не срывается с моих губ, да и понимающе кивнуть у меня не получается, потому что в горле стоит ком - внезапно осознаешь простую истину: благодаря этим героям мы не знаем, что значит слово из пяти букв: ВОЙНА. Такой, какой она была. В-О-Й-Н-А. Я сидела и перебирала эти звуки, как ноты. Играла интонацией, а в голове мелькали ассоциации.

Владимир Гаврилович рассказывал мне о том, каково быть героем. Каково быть солдатом, каково быть защитником своей земли. Но в моей голове не умещалось одно - как это можно было пережить. Война оставила нам рваные души, оголенные нервы и обожженные сердца. На войне теряли друзей, любимых, родных. Война кричала и бомбила, война звала, она рыла голыми руками землю, она вырывала молодость из книг жизни. Война смотрела в глаза одиноким женщинам. Мне хочется, чтобы никто и никогда больше не начинал свой рассказ о войне словами: «Я помню... » Люди, помнить о войне - это страшно!

Владимир Гаврилович Никитюк рассказал мне о самом памятном сражении, и я вместе с ветераном погрузилась в его воспоминания о том дне. Это происходило на территории Германии. До тех пор бои шли на территории Советского Союза. Кстати говоря, дома в Восточной Пруссии были построены настолько качественно, что полуподвальные помещения можно было использовать в качестве амбразур.

«Прорыв обороны немцев проходил тогда очень сложно, было 13 января. Помню, в этот день у меня было ранение, но я не обратил внимания, оно было легкое. Продвигались около недели. На седьмой день, 19 января, прорыв обороны немецкой стороны почти был завершен. Нужно было удержать оборону на центральном фланге. Там находился город Гумбинен, теперь он называется Гусев. Немцы ожесточенно сопротивлялись, они хотели не только остановить нас, но и закрыть брешь в их обороне, которую нам удалось пробить. Две атаки пехоты мы отбили».

На тот момент в батальоне осталось два офицера - Владимир Гаврилович и командир пулеметной роты капитан Лапшин. Тогда капитан Лапшин предвидел, что немцы будут снова наступать. И действительно, не успел Владимир Гаврилович добежать до второй траншеи, как в их сторону пошли танки. Об этом нельзя было писать и говорить, но наши солдаты из первой траншеи начали отступать. «Как можно было остановить бойцов, покидавших свои окопы?» - задала я вопрос. Владимир Гаврилович ответил: «Только личным примером! Стать грудью».

В итоге солдаты вернулись обратно и засели. В тот момент разорвалась мина. Был убит пулеметный расчет, и Владимира Гавриловича ранило. Кое-как его перевязали и оттащили в безопасное место. Но эти потери были не напрасными, наши солдаты ушли вперед и отбили город Гумбинен.

Раненого офицера Никитюка отвезли в медсанбат. Владимир Гаврилович говорит: «Я сидел и ждал, пока оформляли документы. Сознание мое уже помутилось. Смотрю, идет женщина. Поверх шинели халат. А за ней еще две девушки. Они спросили у меня: «Что, лейтенант, умирать собираешься?» Я ответил тогда: «Да нет, еще повоюем немножко». Помню, как положили на хирургический стол. Потом, когда я очнулся, мне вручили узелок с моими документами. Там я нашел маленький обрывок бумаги, на котором было написано: «Тебя оперировала Вера Павловна Рождественская. Мама поэта Роберта Рождественского».

Помню, в одесской газете было написано о том, что в нашем городе живет крестный сын Веры Павловны Рождественской.

Этот бой я помню отчетливо и ярко. Я не умею красиво говорить, да и стоит ли».

После встречи с Владимиром Гавриловичем Никитюком, командиром пулеметного взвода, у меня осталось чувство великой благодарности за то, что я могу писать эту статью, за то, что я живу.

В рутине наших будней мы не осознаем, насколько великие дела были совершены в годы Великой Отечественной войны, насколько зашкаливали самые высокие чувства - жертвенность во имя Родины и своего народа, преданность и отвага. Война забрала годы и жизни, оставив после себя страшный опыт. Не описать словами, как дорог и как хрупок мир, в котором мы живем. Берегите то, что имеете сейчас. Несмотря на все перипетии, мы - счастливое поколение!

Олеся Ловская

Германия


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх