Бессмертная Одесса
Татьяна Геращенко, журналист, Одесса
- Да там... Там уже море людей, там столько цветов!
- Там толпы - никогда таких не видел, - пытались докричаться в мобильники (барахлила связь) люди, идущие с Аллеи Славы. Хотя на часах было всего 10. 30 - в это время по направлению к Памятнику неизвестному матросу должен был стартовать "Бессмертный полк". А я опаздывала - движение транспорта остановлено, повсюду полиция, бронетехника и заградительные ленты.
На всякий случай опять заминировали Куликово поле.
- Опять заминировали в кавычках? - Спрашиваю у унылых вояк, изображающих разминирование.
- Опять в кавычках, ага, - отвечают да сетуют, что их овчарки пить хотят.
- От советского информбюро!.. - Неслось из будки, торгующей цветами. Потом оттуда же - трансляция парада на Красной площади. Цветы на подходах к Аллее продавались чуть ли не через каждый метр, цена на некоторые букеты доходила до ста гривен. Но и их сметали. Что тоже показатель, ибо на 8 мая, искусственный праздник Памяти и примирения, у цветочников выторга было ноль, что уже говорить об именинах Бандеры и прочих подобных мертворожденных «праздниках». А 9 Мая одесские спекулянты показали, что они, хоть и спекулянты, но наши! Хотя бы потому, что без страха спрашивали: «А такой штукой перевязать?», - вытягивая из кармана Георгиевскую ленту.
Покупаю сирень у неприметно стоящей бабушки, недорого. «Ты и от меня положи эти цветы, пожалуйста, - просит она. - Я не «эта цветочная мафия», которая знает, когда заработать, - цветы из моего садика, но праздник такой... а внуков угостить нечем. Зарабатываю». «Конечно, я положу, бабушка, с Днем Победы!».
Аллея. Широко разрекламированных концентрационных, простите, фильтрационных постов почему-то нет. Но происходящее сильно напоминает статью «Идиотия» из Медицинской энциклопедии: «Идиоты любят переставлять предметы с места на место». Полицейские бессистемно привязывают заградительные ленты то к одному дереву, то к другому, и в зависимости от этого указывают путь - в прямом смысле: на сантиметр левее идти нельзя, и «вон ту тумбу» обойти нужно, «э-э-э, и вон тот пень тоже!». Ну что с них взять - идиоты!
Люди в форме останавливают девушку - ее букет как раз перевязан Георгиевской ленточкой.
- Нельзя! Снимите ленту и проходите.
- Я не сниму. Такая же лента на орденах у моего деда.
- Нельзя!
- Но нет закона, запрещающего...
- Но есть «постанова»...
«Постанову» не показывают, однако девушку не пропускают на Аллею.
Но кого-то просто «разворачивали», а кого-то задерживали и увозили в отделения милиции. Да только предъявить было нечего - закона, запрещающего Георгиевские ленты, действительно не существует, даже в галиматью о декоммунизации такую статью не вписали - и многие после освобождения все равно возвращались к Вечному Огню, чтобы оставить там свои букеты: «Помню! Горжусь!».
Я прохожу свободно. Прохожу со своими - не теми, кто уже одной ногой в Европе и «примирялся» 8-го числа, не теми, кто делает вид, что не было у Одессы героического прошлого и страшного вчера в виде 2 мая, и что понатыканные по стране «евромайданеки» - это нормально... Я иду с теми, кто не стесняется чувств и эмоций - улыбается или плачет, потому что вот они, рядом - свои! Своими были и наши предки, которым мы идем кланяться.
Сзади запевают «Расцветами яблони и груши...», - на Аллею выходит он, Бессмертный полк, конца которому не видно. Люди всех возрастов, люди со светлыми лицами, люди с портретами. С ними и совсем маленькие одесситы, которые и не очень-то понимают, что происходит, но им тут же поясняют: «Это твой прадед Вова, а это Коля, да, тот, который танкист».
Портреты - реставрированные и отпечатанные в типографии по всем правилам и самоделки, обрамленные Георгиевскими цветами и красными гвоздиками и просто, как говорили наши бабушки и дедушки, «фотокарточки». И не страшно, что в паре метров военная техника - оттого ее столько и нагнали, что это БЕССМЕРТНЫЙ полк! В эти минуты он шествует по всему миру! Правда, в Одессе к нему присоединились и заживо сожженные в Доме профсоюзов...
Одни одесситы встречают других аплодисментами. Толпа заводится. Звучит и «Одесса - Город-герой!», и «Донбасс, мы с тобой!», «Фашизм не пройдет!», «Одесса - русский город» - речь идет о лозунгах, за которые националисты пообещали сжечь нас еще раз. Так сказать, официально. Вот только их на Алее Славы, в отличие от 10 Апреля (День освобождения города) не наблюдалось.
У Вечного Огня не протолкнуться - в памятные даты здесь так всегда. В другой ситуации сказала бы, что нечем дышать, но удушает запах цветов.
Ступени у Вечного Огня - там Знамена Победы и флаги Куликова поля. Там опять наши - куликовцы. С Георгиевскими лентами.
- Как вы прошли с ними?
- А потому, что вместе!
- Ну что вы говорили ментам с полицаями?
- «Да пшли вы!» - так и говорили.
Интересно было выходить с территории мемориала - сложнее, чем зайти. Как пояснил мне какой-то вежливый солдат: «Я понимаю, что глупость, но выход только через фильтрационный пункт». Другой оказался жлобом: «Или через пункт, или в обход!». Ну тут и я воспользовалась магическим «дапшелты!» и прошла через запрещающий знак. Впрочем, так делали многие.
Но многие также и стояли у входа к мемориалу - те, кого не пропустили, люди с Георгиевскими ленами на груди. Они пояснили, что не снимут их ни при каких условиях: - Мы дома, и эти ленты - символ нашего дома, а они, - пожилая женщина указала на полицейского, - оккупанты!