Почему экологический налог не влияет на экологию?
В пресс-центре Zabeba.li председатель областного экологического совета при Днепропетровской областной государственной администрации Алексей Ангурец рассказал, что обещала Приднепровка и на что тратили «экологические» деньги.
Наша область является одной из наиболее антропогенно нагруженных областей в Украине, и очень важно направлять средства из экологического налога - то есть те средства, которые перечисляют предприятия за загрязнение окружающей среды, на улучшение состояния окружающей среды, которое непосредственно влияет на состояние нашего здоровья.
У меня лично вызывает беспокойство эффективность использования этих средств. Возьмем последний бюджет этого года - это примерно 278 млн грн на экологические мероприятия. Эта сумма должна быть использована на природоохранные мероприятия. Кроме этого, принята экологическая программа на ближайшие 10 лет. Экологи и общественность ожидают отчета по программе за первый квартал этого года. Мы хотим видеть не очередные заявления на бумаге, а реальные дела, которые приведут к реальным изменениям в состоянии окружающей среды.
Следует учесть, что большая часть экологических средств на протяжении многих лет использовалась для закупки автотехники. В этом году более 146 млн грн также уйдет на технику. Безусловно, нужно и снег убирать зимой, и проводить ассенизационные работы. Все это важно для области, но мы говорим о фонде охраны окружающей среды. И в первую очередь эти деньги должны идти на улучшение состояния окружающей среды и как следствие, на здоровье горожан. Когда мы львиную долю средств используем на технику, то это абсолютно, на мой взгляд, неэффективно.
Несколько лет подряд мы обсуждали эту ситуацию и с областной государственной администрацией, и с областным советом. Вопрос использования средств обсуждался также в экологической комиссии, и я получил поддержку от депутатов областного совета последнего созыва. Для того чтобы исправить ситуацию и для того, чтобы не было ее повторения, было принято следующее решение: в этом году будет проведено 7-8 заседаний экологической комиссии областного совета совместно с главами райадминистраций. Их цель: обсудить экологические проблемы в районах области, определить реальные потребности на местах для того, чтобы депутаты заранее знали о проблематике, и чтобы руководство районов смогли защитить свои предложения по использованию экологических средств на следующий бюджетный год.
В этом году депутаты были вынуждены голосовать за бюджетные расходы, предварительно не ознакомившись с тем, на что именно пойдут деньги. Они голосовали за то, что было сформировано в прошлом году, но фактически сейчас они несут за это ответственность.
Кроме встреч и защиты экологических линий бюджета, будет создана рабочая группа, которая проверит использование средств экологического налога как в этом году, так и раньше.
Надеюсь, сейчас будет изменен подход к использованию таких средств, и я буду продолжать борьбу за то, чтобы фонд защиты окружающей среды тратили по назначению.
Какие линии использования экосредств считаю неэффективными:
- повторюсь: это закупка техники в больших объемах. Допустим, 5 или 10% от общей суммы может пойти на закупку техники, если такая необходимость обоснована, но не 50 и не 60%
- достаточно большая часть денег идет на ремонт канализационных коллекторов, водных магистралей и т. д. Эти меры имеют отношение к охране окружающей среды, но они также финансируются по статьям расходов жилищно-коммунального хозяйства
Еще одна проблема: в Днепропетровске и в области недостаточное покрытие природоохранными зонами. Сейчас мы имеем около 4%, а нужно - не менее 10%. А для таких антропогенно нагруженных регионов, как Днепропетровская область, неплохо было бы и больше.
В прошлом году определенная сумма была выделена на создание природного национального парка, и мы сделали на этом пути первый шаг: процедура согласования пошла через национальные органы. Но не все районы области понимают, что создание такого парка им необходимо, что это даст им определенные возможности, в том числе и финансовые, и в итоге приведет к улучшению состояния окружающей среды. Совместно с департаментом экологии и с областным советом мы будем убеждать и разъяснять, насколько создание такого парка важно.
Формирование национального парка началось с научного обоснования. Не просто так какие-то чиновники начали делить территорию области, а было проведено исследование, были выезды экспедиций, в которых принимали участие представители общественного совета и ученые. В результате мы имеем 500 страниц текста с фотографиями, результатами экспедиций, обоснованиями где именно нужно создавать парк и какие объекты требуют наибольшей защиты. Эти объекты, с одной стороны, должны нести важную функцию для окружающей среды, с другой - они должны отвечать потребностям местных общин. Это отдельная тема для беседы: есть разные позиции ученых по ограниченности использования земель - абсолютно закрытые заповедники или заповедные зоны с возможностью проводить там определенные виды хозяйственной деятельности. Была проведена очень серьезная работа. Кроме этого необходимо, чтобы каждый год продолжили выделять средства на создание природно-заповедных зон.
Еще один вопрос - инвентаризация зеленых насаждений. В городе Днепропетровске, с одной стороны, недостаточно зеленых насаждений, а с другой - мы фактически не имеем объективной информации где именно они находятся, в каком они состоянии, сколько их всего и кому они принадлежат. Для того чтобы навести порядок и понять, что именно происходит в городах и районах области с зелеными насаждениями, нужны деньги. Их можно брать из фонда окружающей среды.
Мы также понимаем, что большой вред экологии наносят промышленные предприятия. Это главный источник загрязнений. К нам, и к власти неоднократно обращались представители бизнеса с предложением определенную часть экологического налога использовать для своих природоохранных мероприятий. Здесь моя позиция такова. С одной стороны - принцип экологов всего мира: «Загрязнитель должен платить за свои загрязнения». С другой стороны, я реально понимаю ситуацию, когда в стране и в мире кризис, и не у всех при желании есть средства на то, чтобы выполнять определенные природоохранные мероприятия. Я считаю, что в каждом конкретном случае нужно обсуждать возможность, чтобы какая-то часть средств шла на природоохранные мероприятия.
Какие для этого должны быть условия? Эти предприятия должны подтвердить и показать реальность своих намерений, и доказать, что после этих мероприятий будет не только экономический эффект для предприятия и уменьшение экологических платежей, но будет и эффект для окружающей среды. При соблюдении таких условий мы сможем пойти им навстречу.
Предприятие, которое больше всего лоббирует такой формат использования средств - это Приднепровская ТЭЦ. Я много раз говорил им: «Покажите хоть в малом свое намерении что-то сделать». Но, к сожалению, до сих пор со стороны Приднепровской ТЭЦ звучат только декларации. Вы знаете, что был подписан меморандум с этим предприятием (27 января 2015 года - ред.) В этом документе записаны обязательства, которые они сами взяли на себя, и мероприятия, которые они сами предложили провести. Но они их до сих пор не выполнили.
По условиям Меморандума на Приднепровской ТЭЦ должны были установить новые воздушные очистные сооружения для того, чтобы уменьшить выброс серы. Предприятие брало на себя обязательства в течение двух лет потратить 60 млн грн собственных средств на природоохранные инициативы. В 2015 году они потратили несколько десятков тысяч гривен. В этом году, насколько я знаю, еще не было потрачено ничего. В таком случае мы не будем поддерживать их инициативу по использованию бюджетных средств. Такие объекты в таком виде не имеют права на существование. Сколько можно брать в заложники местные власти и жителей - «Мы вас обеспечиваем тепло. Без нас мы все вам отключим». Главный загрязнитель города и области должен что-то предпринять, а не исходить из того, что у нас есть уголь на 30 лет и мы 30 лет будем его использовать.
Экологические активисты, областной совет и областная администрация открыты для предложений со стороны предприятий, но компании должны показать намерение и готовность вкладывать средства в природоохранные мероприятия.