"Евровидение-2017": Властям Украины предстоит решить сложную дилемму
Проведение в Украине "Евровидения" в 2017 году, помимо имиджевых плюсов, ставит перед официальными Киевом очень сложную дилемму.
Как быть с так называемыми черными списками российских исполнителей, запрещенных в Украине из-за своей поддержки аннексии Крыма и войны в Донбассе? Или с журналистами, которые были аккредитованы при "ДНР" и "ЛНР", списки которых опубликовал сайт "Миротворец"?
Не пускать их в страну на музыкальный конкурс? Тогда это грозит международным скандалом и потерей того же имиджа в лице западных партнеров. Ведь в регламенте "Евровидения" нет такого понятия, как "черные списки". А если впустить, то это может привести к нежелательным политическим последствиям, которых можно ожидать, если Россия, например, выставит кандидата на "Евровидение" именно из этих списков. Хотя бы для того, чтобы спровоцировать Украину на запрет его въезда и создать международный скандал.
А если еще такой исполнитель представит на конкурсе политически заангажированную и антиукраинскую композицию? Одним словом, Киеву есть о чем думать весь год до проведения песенного Евро.
А пока "КП" в Украине" выясняла мнение политиков и дипломатов по поводу возможности задействования черных списков на "Евровидении-2017".
Один из главных вопросов - это зал для проведения конкурса.
Согласно правилам, место проведения "Евровидения" должно быть "не занято" другими мероприятиями в течение 6 недель перед конкурсом, иметь звуко- и светоизоляцию и вместимость не менее 10 тысяч человек. И это еще не все - под всевозможные сервисы "Евровидению" требуется дополнительная площадь в 6 тыс. кв. м.
Начнем с зала. Сегодня в Киеве (мы пока не будем обсуждать другие города, которые претендуют на место проведения события, а сосредоточимся на столице. - Прим. авт.) рассматриваются два существующих зала, способных принять конкурс. Это "Олимпийский" стадион и Дворец спорта.
У "Олимпийского" стадиона главный недостаток - это отсутствие накрытия на случай дождя. Как нам объяснили специалисты, теоретически накрыть стадион можно, но есть несколько "но". Во-первых, вентиляция стадиона не рассчитана на то, что его будут накрывать, и если затянуть потолок пленкой, все окажутся в теплице, где парниковый эффект всех удушит. Кроме того, отсутствие вентиляции очень вредно для свето- и звуковой техники. Во-вторых, накрытие стадиона может повредить газону, который должен дышать.
И еще одно важное "но", которое почему-то никто не учитывает: то самое требование, что зал не должен быть занят другими мероприятиями в течение 6 недель. Как известно, "Олимпийский" - это домашний стадион команды "Динамо", которая в мае на нем активно играет. Май в футболе - это конец сезона, когда играются решающие матчи в чемпионате Украины, Кубке Украины и Лиге чемпионов. И если внутренние матчи еще можно перенести на другие стадионы, то под Лигу чемпионов никакой другой стадион не аккредитован.
Остается Дворец спорта. Его вместимость в секторах - 6 тысяч мест. Почти столько же можно собрать в фан-зоне арены, но... весь вопрос - какой будет сцена, она может "съесть" очень много места. Хотя теоретически все уместить можно. Однако Дворец спорта никоим образом не способен обеспечить шесть тысяч квадратов для сервисов "Евровидения" - это пресс-центр, часть гримерок, технические и монтажные службы.
Есть и неожиданный выход, который, правда, потребует дополнительного финансирования. О нем нам напомнил эксперт гастрольного рынка Юрий Гулевич.
Речь идет о двух аренах, которые Украина строила под так и несыгранный у нас Евробаскет-2015. Это должны были быть грандиозные мультифункциональные площадки, способные вместить по 20 тысяч человек, типа "Крокус-сити холл" в Москве. В 2013 году в Киеве даже началось строительство двух таких арен - в районе Лыбедской площади и на Столичном шоссе, заложены фундаменты. Возможно, одну из них можно было бы оперативно достроить.
Но мы можем говорить сколько угодно, однако последнее слово остается за Европейским вещательным союзом, который является организатором конкурса. Как сообщила прессе заместитель главного директора Национальной телекомпании Украины Виктория Романова, представители EВU приедут в Киев через три недели, тогда официально и начнется подготовка к конкурсу. Во время этой встречи будет оговорен перечень обязательных требований и технических заданий к проведению конкурса, а с самой площадкой организаторы должны определиться до 15 июля.
Николай Княжицкий, народный депутат:
- Если Россия изберет представителем от своей страны на "Евровидение-2017" исполнителя из черного списка, он приедет. Никаких запретов не будет. Это международная дипломатия.
К примеру, людей, которым из-за санкций запрещен въезд в ЕС, пускают на сессии ОБСЕ. Так что один раз пустим или даже два раза, если снова выиграем.
Антон Геращенко, народный депутат:
- Российские исполнители из черного списка поддерживают аннексию Крыма и войну в Донбассе, поэтому Украина, как независимое государство, приняла решение не пускать их в нашу страну. Но если народ России делегирует на "Евровидение" исполнителей, которые признают оккупацию Крыма, например Андрея Макаревича, Сергея Шнурова и многих других российских исполнителей, то мы будем рады их видеть в Украине.
А исполнители типа Кобзона не могут быть пропущены в Украину, если, конечно, не будет принято отдельное решение. Пускай в регламенте "Евровидения" и нет понятия "черный список", но там также нет и определения ситуации, когда одна страна защищается от другой и должна принимать у себя сторонника этой агрессии. Это должна решать страна, которая стала объектом агрессии.
Богдан Яременко, дипломат, экс-консул Украины в Эдинбурге (Британия) и Стамбуле (Турции):
- Этот вопрос нужно будет решать применительно к каждой конкретной кандидатуре. В целом украинское законодательство разрешает не пускать на территорию нашей страны любого, кто признан у нас нежелательной персоной. И если представителем России на конкурсе окажется такой человек, то перед Украиной встанет довольно сложная политическая дилемма: либо идти на конфликт с организаторами "Евровидения" и Россией, или пожертвовать своими интересами на короткий период, чтобы избежать международного скандала.
То есть нужно будет решать эту проблему в индивидуальном порядке. Например, если приедет ансамбль Вооруженных сил России, как это предложил один из российских депутатов, то мы можем не пустить его. А если это будет исполнитель, который из-за каких-то конъюнктурных соображений и нежелания разбираться в ситуации поддержал аннексию Крыма и войну в Донбассе, то мы, ради имиджа страны, можем пустить его в Украину на "Евровидение-2017".