Верховная Рада ведет себя как недокоммунизированный совет СССР -политолог
ВР одобрила переименование Днепропетровска, Украина и МВФ согласовали текст меморандума об экономической и финансовой политике. Эти ключевые события проанализировал политолог Алексей Якубин.
-Верховная Рада переименовала Днепропетровск в Днипро. Как вы относитесь к этому процессу?
- Еще не до конца понятно, переименовали ли, ведь есть постановление от "Оппозиционного блока", чтобы отменить результаты голосования. Пока что Днепропетровск остается Днепропетровском.
-Упрощенная процедура по переименованию городов действовала до 21 февраля 2016 года. Это опять нарушение регламента?
- Тут вообще интересная ситуация, потому что у нас ВР вообще может все, если хочет. Она может и судебные менять решения, она может у нас объявлять выборы. В СССР совет тоже мог действительно все, потому что он в себе совмещал и исполнительную и законодательную власть. В Украине формально такого нет, но ВР ведет себя так как недокоммунизированный совет СССР. Если говорить о процедуре, действительно сроки все уже истекли. По самой процедуре, по идее, должны были быть общественные слушания. Но проблема в том, что у нас общественные слушания, которые проходят, показывают не очень позитивный, неугодный результат.
-Такие слушания вообще проходят?
- Не проходили. Формально только. Имеется в виду, где-то сделали какое-то объяснение и потом формально приписали, что собралось такое количество человек, хотя может быть и вовсе не собралось, и вроде бы проголосовали. Или в Киеве есть такие прецеденты, когда посредством интернета сообщали, что будут проходить слушания, а слушания в реальности не проходили. Я думаю, что с Днепропетровском схожая ситуация. По разной статистике, которая у нас есть, по социологическим данным, большинство жителей - против переименования. То есть очевидно, что если бы эти слушания были публичными и демократического характера, то большинство жителей проголосовало против. Заметьте, даже действующий мэр Филатов заявил, что такая поспешность может вредить делу.
-А зачем такая поспешность?
- Просто подходят сроки декоммунизации, которые были определены законом. И Институту национальной памяти нужно отрапортовать, что мы переименовали. А Днепропетровск у всех на слуху. Потому они решили поспешить. Плюс очень удобный повод: видите, ВР показывает, что что-то делает.
-Остается еще вопрос открытым по переименованию области.
- Вопрос не остается открытым. Это в очередной раз показывает абсурдность закона о декоммунизации в контексте этого переименования. Потому что в Конституции Днепропетровская область прописана как Днепропетровская область. И 300 голосов на изменение в Конституцию нет. Потому область все равно останется Днепропетровской. Хотя есть аналог: Санкт-Петербург и Ленинград. Ленинградская область такой и осталась.
-Украина и МВФ согласовали текст меморандума об экономической и финансовой политике. Насколько позитивна эта новость?
- Я думаю, что это отчет о неких намерениях. Но в данном случае очевидно, что Украина выходит на финишную прямую с тем, чтобы хотя бы на некоторое время восстановить возможность финансирования МВФ. Другое дело, выиграют ли от этого граждане, вот в чем вопрос.
-Мы уже получали финансирование от МВФ, кредиты. Это минус?
- На что шли эти кредиты, не совсем понятно. Они вроде шли в золотовалютный резерв, а дальше возникали вопросы даже у МВФ. Очевидно, что фонд даст какие-то деньги Украине. Мы видим условия, которые МВФ выдвигают, а на самом деле это наши политики предлагают фонду. Они очень сильно кусают граждан. Тарифы, а теперь о пенсионной реформе заходит речь. Более того, мы можем увидеть расширение списка предприятий, которые готовы будут приватизировать. Витает в воздухе информация о том, что туда включат даже атомные электростанции.
-И это будет требование МВФ?
- У нас так будут говорить. У нас с МВФ получилась интересная ситуация. Все, что наши политики хотят протолкнуть и это непопулярно, они называют требованиями МВФ. Звоните в МВФ и спрашивайте. А в реальности все условия - это то, о чем Украина договорилась. МВФ не приходит с определенным набором требований. Они приходят и говорят: "У вас не должно быть дефицита бюджета выше 3%". У нас говорят: "Давайте сократим медицину, образование, повысим тарифы". То есть вместо того, чтобы предложить реальную программу борьбы с оффшорами или с трансфертным ценообразованием, благодаря чему из Украины уходит миллиард долларов каждый год, или борьбы с коррупцией, или создать прогрессивное налогообложение, у нас сокращают социальные затраты и таким образом номинально достигают необходимых для МВФ показателей. А потом говорят, что это МВФ потребовал.
-А почему действуют такими методами?
- Группы, которые получают прибыль в стране, являются организованными группами с сильными интересами. С ними очень сложно бороться. Проще бороться с большой группой под названием граждане. Они неорганизованны, их интерес слабо выражен. Потому у нас правительство выбирает идти по пути наименьшего сопротивления. Перекладываем на тех, кто, может, и недоволен, но не будет устраивать нюансов, связанных с перестановкой в Кабмине, изменения его состава, или через свои медиа-ресурсы не будет разгонять информацию. У нас все издержки перекладываются на граждан, а Кабмин считает, что граждане будут молчать. И на них можно будет в дальнейшем перекладывать все издержки, связанные с МВФ.
-Мы могли бы обойтись без кредитов МВФ?
- Украина уже почти год живет без кредитов. Мы же не получаем кредитов от МВФ с конца лета прошлого года. Я думаю, тут вопрос не в кредите. Если бы за это время Украина могла бы запустить механизмы экономического роста, мы бы реально увидели, что страна спокойно обходится и без кредитов. Украина могла бы получать средства из других источников и вкладывать в экономику. Проблема в том, что работая с МВФ, мы тратим эти кредиты на облуживание других кредитов. Вместо того, чтобы эти средства запускать в развитие экономики, мы вытягиваем из одного кармана МВФ и платим в другой карман.
-А чье это решение должно быть - потратить деньги на экономику, а не на обслуживание кредитов?
- Правительство должно поднимать вопрос. Правительство договаривается и об условиях, на что эти деньги идут. Есть интересный нюанс по поводу долга России. Россия поднимает вопрос, чтобы этот долг учли в общий долг МВФ и в ту финансовую помощь, которую фонд оказывал. Если это произойдет, то получение денег МВФ может отложиться еще на длительное время.