Два года боевых действий в Донецке: "Боевики стреляли из артиллерии, два раза газом нас травили"
26 мая 2014 года война пришла в столицу Донбасса через аэропорт. Сегодня воздушные ворота режут на металл
В июле этого года аэропорту Донецка могло бы исполниться 85 лет, если считать со дня постановления Сталинского горсовета о выделении территории "для строительства аэродрома гражданской авиации в городе Сталино" (так назывался Донецк с 1924 по 1961 год. - Авт.). Однако до своего очередного юбилея аэропорт не дожил. За полгода течения "русской весны" на Донбассе с мая 2014 года по январь 2015-го аэропорт методично разрушался обстрелами боевиков так называемой "ДНР" не просто до основания, а до голой земли. За это время он успел стать символом противостояния агрессорам, а также именно благодаря донецкому аэропорту украинских солдат стали называть "киборгами".
Первая картина войны
Два года назад, 26 мая, Донецк еще не знал, каким будет этот день. Накануне на подконтрольных украинским властям прошли выборы главы государства, а в Донецке - очередной митинг. В ночь на понедельник жители домов возле аэропорта в соцсетях рассказали о странной активности вокруг здания ДАПа - так сокращенно начали называть Донецкий аэропорт им. Прокофьева. Внутри старого терминала находились украинские бойцы из Кировоградского спецназа, охранявшие аэропорт. Ночью на территорию пробрались боевики т. н. "ДНР", которые ультимативно предложили спецназовцам покинуть аэропорт до утра. Предложение было встречено отказом. Один из бывших донецких силовиков, изменивший присяге, провел около сотни захватчиков через черный ход в здание нового терминала аэропорта. Планировалось установить контроль над диспетчерской вышкой и взлетно-посадочной полосой, чтобы принимать военные грузы. Возглавил захват ныне опальный в т. н. "ДНР" боевик, командир батальона "Восток" Александр Ходаковский.
Утром в понедельник через весь город в сторону аэропорта мчались тентованные грузовики, набитые боевиками с характерной внешностью. Позже дончане узнали о том, что на захват аэропорта были брошены подразделения чеченцев, осетин и других кавказцев. При этом до раннего утра аэропорт еще функционировал, отправляя самолеты. Елена Афанасенко вместе с мужем планировала лететь в Турцию на отдых и рано утром они выехали в сторону ДАП.
"На перекрестке, где супермаркет "Метро", гаишники машинами перекрыли дорогу в аэропорт. Мы с сумками, с детьми, пытаемся объяснить, что у нас билеты на самолет, но нас отправляют в турагентство за объяснениями и говорят, что аэропорт самолеты не выпускает. Мы около часа стояли и ждали, что ситуация разрешится, но пришлось развернуться и ехать обратно домой, - рассказала Елена. - Были возмущены до глубины души. Потом долго разбирались с агентством, которое не хотело возвращать нам деньги за неиспользованную путевку".
Пока Елена с мужем и детьми, а также десятки других туристов пытались понять, что происходит, по новому терминалу аэропорта рассредоточивались боевики. Они устроили несколько огневых точек, а их командование покинуло аэропорта. Последний борт на Киев ушел в 7 утра, а уже около полудня украинские штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24 нанесли авиаудар по позициям боевиков.
Дончане вспоминают, как видели кружащие в стороне аэропорта самолеты, выбрасывавшиеся тепловые ловушки. Практически для всех мирных жителей это было первая в их жизни картина войны. "Это было настолько страшно, что не верилось, что все это по-настоящему, - говорит жительница поселка шахты "Октябрьский рудник" Неля Афиногенова. - Казалось сначала, что это учения какие-то. Но когда на соседней улице эта тепловая ловушка упала на крышу дома и он загорелся, стало понятно, что жизнь наша уже не будет прежней".
Судный день забрал жизни
Особенно тяжело пришлось и жителям микрорайона Путиловка - боевики, выбиваемые украинскими военными из аэропорта, начали отходить сначала под Путиловский мост, в лесопосадку, затем - в глубину жилых кварталов Киевского проспекта. "Детей тогда отпустили из школ пораньше, повсюду бегали камуфляжники, у одного был гранатомет на плече. Милиционеры не пропускали транспорт даже на Путиловский мост, а за ним раздавались звуки взрывов, стрельбы, крики. Но люди, мирные жители, которые стояли на остановках или шли домой из магазинов, словно не воспринимали всего этого всерьез, как в компьютерной игре. Кто-то даже рвался сфотографировать на мобильный, что там происходит, его не пропустили охранники у моста, оборванные грязные боевики", - вспомнил житель Путиловки Александр Сенченко.
Фото: ТАСС
В этот судный день бой в аэропорту забрал две мирные жизни - молодого парковщика, который, стоя в стеклянном конкорсе железнодорожного вокзала снимал происходящее над аэропортом, и продавщицы рынка на Привокзальной площади. Оба погибли от осколков разорвавшихся снарядов.
Вечером список жертв пополнился: боевики из аэропорта, который уже полностью был под контролем ВСУ, пытались вернуться в центр Донецка на двух грузовиках. То ли из-за того, что грузовики шли на высокой скорости и их приняли за прорыв украинцев, то ли по приказу кого-то из командования, но машины были обстреляны из гранатов и пулеметов такими же "ополченцами". На следующий день мэр Донецка Александр Лукьянченко заявил, что по документам, изъятым у погибших боевиков в донецком морге, все они - граждане России.
"Киборг": "Затишье только снится"
С 26 мая начался отсчет 242 дней, до 21 января 2015 года, в течение которых его удерживали украинские военнослужащие, прозванные за храбрость "киборгами". Обстрел со стороны Донецка велся постоянно, даже ночью. Один из защитников Донецкого аэропорта Юрий Шкабура рассказал Сегодня.ua, что позиции украинских военных все время находились под огнем боевиков, которые стреляли из всего что было.
"Стреляли постоянно. Лишь иногда днем можно было передохнуть и покушать - разогреть банку тушенки. Сначала они близко не могли подойти - мы со второго этажа били по ним, Там у нас и ДШК (крупнокалиберный пулемет. - Авт.) стоял, и РПГ (ручные противотанковые гранатометы) были. Боевики стреляли из артиллерии, два раза газом нас травили... Первый раз думал, что вообще не выживу - глаза сильно резало, удушье было, дышать не мог. Думал, что мне конец пришел. Второй раз взял влажную салфетку и через нее дышал. Они хотели нас выкурить на открытое пространство, но никто не вышел. Хорошо, что у парней была пара противогазов, на постах они стояли и отбили атаку. Со стороны старого терминала (на расстоянии в несколько десятков метров. - Ред.) по нам постоянно работал пулемет "Утес". Головы нельзя было поднять, но бывало, что наши парни высовывались и из пулеметов гасили его", - рассказал Шкабура.
Фото: соцсети
"Киборг" рассказывает, что пережитое наложило тяжелый отпечаток не только на воспоминания, а и на здоровье. "Последние полгода только затишье редко снится. Прошел курс реабилитации. Сейчас вот в неврологии прохожу обследование. Давление высокое поднимается и голова болит. Это все контузия. Спустя полтора года я только начинают возвращаться к нормальной жизни, а воспоминания тех событий не перестают тревожить", - рассказал "киборг".
Разбирают на металл и плитку
Практически сразу после окончания боев за аэропорт незаконные вооруженные формирования начали работу по "расчистке завалов". От лица "властей Донецка" заявляли, что со временем восстановят аэропорт, а на самом деле - резали остатки конструкций на металлолом.
"В конце марта в сторону аэропорта и назад частенько можно было увидеть бегающие тентованные фуры, - рассказывает местный житель Сергей. - По улице Артемовской ездили. Утром - туда, вечером - назад. Но наш народ глазастый, люди сразу узнали, что это металл вывозят с аэропорта".
Фото: ТАСС
Другие жители оккупированной шахтерской столицы говорят, что с аэропорта боевики вывозят не только металл, но и даже тротуарную плитку.
"В аэропорту была плитка-"фэмка", которую в других частях города я никогда не видел, - говорит строитель Иван Стрельченко. - И какое же мое было удивление, когда я на рынке возле железнодорожного вокзала увидел в продаже такую же плитку! Естественно, бывшую в употреблении. Выходит, вывозят с аэропорта не только металл, но и даже тротуарной плиткой не побрезговали!".
Сейчас расчищают завалы аэропорта не строительные бригады, а боевики, которые выполняют даже самую черновую работу. Все объясняется просто, работа на объекте хорошо "оплачивается".
"Я помню, что даже рядовые "ополченцы" чуть ли не по головам друг другу топтались, чтобы их направили расчищать аэропорт. За это платили немалые деньги. Пилили все что можно, начиная от металлических балок и заканчивая медными проводами и искореженными останками авиационной техники", - рассказал нам дончанин Дмитрий Сокол.
Жители Донецка искренне горюют по утраченному аэропорту. "Он был такой красивый, современный, его же полностью реконструировали к Евро-2012! Я думал, что после боя 26 мая украинские военные закрепятся там, подтянут силы со стороны Авдеевки и зайдут в Донецк, чтобы покончить с боевиками раз и навсегда. Но почему-то этого не произошло, - говорит местный житель Олег Пигальцев. - Когда в январе 2015 года из аэропорта ушел последний "киборг", всем стало понятно, что начало войны мы видели, а вот ее конца придется ждать долго".