Новости и события » Общество » «Не дайте слить Восток. Мы - тоже Украина!», - мариупольский волонтер

«Не дайте слить Восток. Мы - тоже Украина!», - мариупольский волонтер

«Не дайте слить Восток. Мы - тоже Украина! Еще и какая!», - новый материал Донецкого пресс-клуба о мариупольском волонтере Маричке Подыбайло, передает ФБ-сообщество "Свободный Донбасс".

"Не так давно посол США в Украине Джеффри Пайетт сказал, что примером борьбы для всего Донбасса стал Мариуполь. Именно здесь, по его словам, «умер» проект «Новороссия». Феномен в том, что отстояли город сами жители. Благодаря простым мариупольцам он не служит сегодня бесплатным российским транзитом в Крым, не порезан на металл, не шагает по разнарядке «ДНР» в «счастливое будущее» без зарплат и элементарных человеческих свобод...

«Маричка, наша квиточка» - так координатора центра патриотических сил «Новый Мариуполь» Марию ПОДЫБАЙЛО зовут волонтеры и военные. Витальная, невероятно красивая, смертельно уставшая, но несгибаемая - такая упрямая мариупольская мадонна с неизменным мобильным в руках. Телефон не замолкает ни на минуту: кто, куда, кому, во сколько - незаметная для обывателя волонтерская «кухня» прифронтового Мариуполя требует быстрых и эффективных решений.

ПЛЮС ХАРАКТЕР

До войны - все, в общем, как у всех. Трое детей, работа в Мариупольском государственном университете, спивуча мова как элегантная визитная карточка: 25 лет назад Маричка приехала поступать на Донетчину из Тернополя, здесь и осталась. И в Донецке, и потом в Мариуполе следующие 13 лет - любовь и уважение друзей и коллег со всей душевной взаимностью... Пока с приходом «русской весны» 2014-го она не стала вдруг «бендеровкой с западэнщины».

Отсчет новой, военной жизни стал происходить неожиданно и как-то уж очень стремительно. Сотрясение мозга, сломанный нос и покалеченный глаз сына, которому школьные товарищи решили отомстить за мать-«фашистку». Ряженый казак Бабай на ступенях мариупольского горсовета. «Народный мэр», которого, понятно, никто не выбирал. Гопники в балаклавах, обрастающие оружием. Закрытие сайта 0629. И тотальная растерянность, придавившая город, как тяжелая туча перед грозой...

Делай, что должно, и будь что будет - у людей дела все-таки больше шансов не утонуть и найти друг друга в океане отчаяния. В деле, делании - спасение и смысл. И еще - в объединении. Было не просто, но у Марии получилось. И уже в марте группа мариупольцев начинает наводить мосты и поддерживать армию («Мы боялись, что военные оставят город. Поэтому выезжали в части, расположенные рядом с городом. Помогали всем, чем могли. Просили об одном - не оставлять нас»). В апреле - собирает митинги под желто-голубыми флагами. В мае, воодушевившись взятием УВД, проводит первый в истории Мариуполя парад вышиванок. В этом, конечно же, было безрассудство, но была и попытка красотой, любовью, добром противостоять обрушившемуся на город злу...

Любовь, с которой все началось, родила Надежду и Веру, и они помогли пережить самые страшные дни лета 2014 года. Даже сейчас о многом, сделанном тогда, Маричка не рассказывает. Не рассказывают и военные, ставшие за два года войны «братиками». Пройдет время, и имена тех, без кого Мариуполь погрузился бы в темноту, будут, конечно, известны. Но и того, что мы знаем, достаточно, чтобы понять, как жестко спрессовалось время, какой запредельной была концентрация событий, требовавших от волонтеров мгновенной реакции, и какими усилиями коллективной воли давались первые победы.

«БУДЕМ СИЛЬНЫМИ - ПОЙДУТ ЗА НАМИ»

«Самой большой ошибкой есть НЕ ЗАЩИЩАТЬ. Неважно, сколько их. Важно, насколько мы сильнее. Будем сильными - пойдут за нами», - четыре месяца в режиме нон-стоп, нечеловеческое напряжение... С началом учебного года старший преподаватель кафедры международных отношений Мария Подыбайло берет в МГУ последние седьмую и восьмую пары, чтобы днем работать в «Новом Мариуполе». Работа не прекращается даже ночами - плетутся «кикиморы», шьются дождевики, готовится еда, сортируются посылки, которые идут со всей Украины... Нужны аптечки - значит, будут аптечки. Не хватает тепловизоров - найдем, у кого есть. Раненые? Развозим по больницам. Окопы? Собираем людей, закупаем лопаты и роем окопы - без шума, пиара и лишних движений.

По мнению многих экспертов-аналитиков, именно фото тысяч мариупольцев, готовых защищать свой город до конца, повлияли на решение российского командования оставить попытки взять Мариуполь штурмом.

«Год назад мы не знали, как много можем знать и уметь» - Маричкин телефон беспрерывно звонит и пополняется новыми контактами, Мариуполь учится отвечать на новые вызовы буквально с колес. Волонтеры сбиваются с ног, но умудряются координировать и мобилизацию, и эвакуацию, и военное снабжение, и тыловую логистику, и информационный фронт. Переводят в военный режим городские больницы. Взваливают на себя детдома. Открывают пункты для переселенцев, а это - питание, одежда, жилье, юридическая помощь...

Частная инициатива на глазах превращается в общественное движение, которое, по сути, выполняет функции власти, продолжающей пребывать в той же растерянности, что и в начале войны. Заданный волонтерами вектор, продиктованный логикой силы, не встречает особого сопротивления, но и рвения не вызывает - так, выводит из паралича. Вот городской голова Юрий Хотлубей, чуть было не «согрешивший» с «ДНР», окончательно определяется с проукраинской позицией. Вот губернатор Тарута копает траншею под вспышки фотокамер. А вот «Метинвест», отметившийся в 2014-м вялым «мызамир», после обстрела Восточного дисциплинированно помогает пленкой для окон.

По словам Марички, активисты дали городской власти почувствовать народные настроения и побудили ее помогать. Насколько ощутимы были размеры этой помощи на общем фоне исторического мариупольского Сопротивления, сегодня оценить сложно, но факт остается фактом - город был спасен.

«ВЫ ЕЩЕ НЕ ПОНЯЛИ - МЫ НЕ ТЕРПИЛЫ»

«Перепуганные патриоты спутали карты и взяли на себя ответственность, от которой отказалась власть», - смеется сегодня Маричка. И утверждает, что отдавать завоеванные тогда позиции никто не собирается.

Так получилось, что один феномен породил другой - сегодня Мариуполь едва ли не единственный город в Украине, где общественники оказывают системное давление на местных чиновников. Гражданское общество, впервые заявившее о себе во время «экологических бунтов» 2012 года, в ходе войны резко повзрослело и продемонстрировало потенциал, который явно пугает бывших «хозяев города», допустивших раскол и войну.

«Тут не было сепаратистских настроений. Сепаратизм использовали как технологию дестабилизации. - Мария анализирует ситуацию не как волонтер, а как профессиональный политолог. - Очень грамотно поработали с людьми. Теперь, если мы хотим удержать ситуацию, нам нужно «сшивать» пространство, объединяться, объединять людей. Борьба за людей - это то, чем должны заниматься и чиновники, и депутаты, и военные. И общество в целом. Сумеем мы защитить своих граждан, их права, обеспечить людей работой, значит, сможем защитить и Украину».

Но кому война, а кому обед по расписанию. Пока решалась проблема выживании, конфликт интересов между волонтерами и властью как бы не обострялся. Он проявляется накануне местных выборов в ноябре 2015 года, когда встает вопрос о перезагрузке муниципального аппарата. Покидать насиженные кресла безответственные чиновники-регионалы не хотят, что-то менять - тоже. Война ничему не научила этот дремучий клан «крепких хозяйственников» - ради своей прибыли они не брезгуют теми же взрывоопасными технологиями, что и раньше. Запугиванием и подкупом своего традиционного электората - заводчан и пенсионеров - старый админресурс ложится костьми, чтоб не пустить в горсовет демократические силы. Но даже тех 5 из 54 голосов, которые все-таки вырвала молодая партия «Сила людей», достаточно, чтобы сегодня держать местную власть в тонусе. Мариуполь становится, пожалуй, лидером области по числу коррупционных скандалов и судебных исков, поданных против приободрившихся чиновников.

Путь к честному гражданскому обществу может быть долгим, но он вполне достижим. Партия Регионов, изменившая всего лишь название на Оппозиционный блок, к нему не готова. А люди, закаленные в боях за свой город - вполне.

«Вы обречены считаться с нами, вам не понять, что мы, вынесшие из дома последнее, руководствуемся не личными выгодами. Моим друзьям не нужны ни вазочки, ни грамоты, ни прочие пасочки. Не стоит управлять городом старыми методами, когда поменялись объективные обстоятельства. Ничего у вас не выйдет. Да, раньше мы проходили мимо несправедливости, возмущались только на кухнях, были равнодушными. Но мы стали другими, мы преодолели страх и пообещали себе, что больше никогда не будет так, как раньше. Мы сами способны отвечать за свой город. И в нем нет места аферистам и негодяям. Вы еще не поняли, что людей больше не обманешь. Мы не терпилы и очень позитивные. Победим обязательно!», - под этим почти манифестом, опубликованным Маричкой между поездками на передовую и волонтерскими отчетами, готовы подписаться уже десятки тысяч человек.

К следующим выборам их будет в разы больше. Для Мариуполя - достаточно, чтобы в конце концов сделать его городом для людей, а не для производств и кормящихся с них чиновников.

«БОЛЬШИНСТВО ВОЙН - В НАШИХ ГОЛОВАХ»

Если вдруг из вышеизложенного складывается впечатление, что волонтеры Мариуполя - это такие киборги без страха и упрека, то оно неверно. Люди как люди, сомневающиеся и ошибающиеся. Переживающие периодически и отчаяние, и депрессию, и обиду. Восстанавливающие себя заново всякий раз, когда приходится сталкиваться с несправедливостью и агрессией. Но продолжающие подниматься и делать дело, которое однажды спасло их и спасло Мариуполь.

Цветку не нужна команда, чтобы распуститься - достаточно кинуть семя в землю, и оно пойдет в рост. Волонтерам не нужна команда, чтобы сеять добро - это такая внутренняя программа, которая никогда не выключается. «Отоспимся после войны», - говорит Мария и отправляется по очередному звонку туда, где требуется помощь. Хотя, судя по всему, «после войны» - это просто новый фронт работы, только уже не такой опасный. Сажать те же цветы всем городом, а не рыть окопы под обстрелами - все-таки есть разница.

В этой цветочной теме «квиточка»-Маричка - несомненно, красный мак. Тот самый, символ одновременно тяжелой победы и торжества мирной жизни, в которой война никогда не должна повториться снова. Увидевшие смерть вблизи, живущие с ней бок о бок второй год, не могут не воспринимать войну как абсолютное зло. Но чтобы окончательно победило добро - фундамент под мир нужно закладывать уже сейчас.

Как? Садится и разговаривать. О цветах и деревьях - где лучше сажать, и как сделать так, чтобы не вытоптали и не украли. О переименовании улиц - не для себя, а для детей и внуков. О бизнесе - как свое дело, даже маленькое, делает человека взрослым и ответственным, кто может помочь его открыть и почему это не должен быть уродливый незаконный ларек. Об арт-пространствах для молодежи - чтобы было больше всяких «Халабуд» и «Изб-читалень», где не пьют, а чему-то учатся. Об удовольствии создавать новое вместо того, чтобы наследовать старое. О многом....

«Большинство войн - в наших головах. Надеюсь, вы придете когда-то поговорить, и война закончится» - такая у Марии методичка «на вырост». Чтобы бороться не с людьми, а за людей - против разрушительных технологий - вовсе не нужно оружие.

Война, конечно, дышит в спину и все время догоняет. И на передовой, и в городе. Если раньше «новым мариупольцам» жгли штаб и машины, то сейчас в ход идут сплетни и провокации, когда микрофон вдруг оказывается у тех, кто мало делает, но громко кричит и искушается деньгами - силы реванша не желают мириться с неизбежным поражением, и снова используют старые проверенные методы манипуляции.

И в этом смысле Мариупольская «самооборона» - не только отряды охраны правопорядка, организованные волонтерами, но и личная санитарная гигиена, проверка прошедших огонь на испытание медными трубами и здоровой конкуренцией.

«Конкуренция - это хорошо для развития. Не должно быть одной организации, их должно быть много, должна накопиться критическая масса, которая будет контролировать все сферы жизни» - это уже тезисы по-настоящему мирного плана для нового Донбасса. Он пишется сегодня на освобожденных ВСУ территориях севера области и в Мариуполе, который освободили в том числе его жители. Доказав тем самым, что самые амбициозные мечты - не что иное, как первый и необходимый шаг к желаемой реальности.

«От нас зависит не многое. От нас зависит ВСЕ!» - тот самый шанс, когда проблема становится возможностью. «Западэнка» Мария из Мариуполя и ее новые земляки готовы принять любой вызов. Но это вовсе не значит, что они больше не нуждаются в поддержке: «Не дайте слить Восток. Мы - тоже Украина! Еще и какая!».


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх