Досрочных выборов точно не будет в этом году
Влащенко: События недели мы обсуждаем с народным депутатом Украины Игорем Кононенко. Здравствуйте, Игорь Витальевич. Почему депутаты при первой же возможности радостно уходят в исполнительную власть? Может там, действительно, сегодня реально люди решают дела, а от политиков ничего не зависит? Кононенко: Я бы не сказал, что так уж все депутаты рвутся в исполнительную власть. Хотя, как правило, если поступает предложение перейти в исполнительную власть, то большинство депутатов не отказывается. Что касается Луценко, то я не могу сказать, что он очень сильно рвался на эту должность. Он для себя это не исключал, для него это новый политический вызов, и он к этому вызову готов. Юрий Витальевич, действительно, искренне хочет реформировать прокуратуру, а по сути речь идет не о реформах, а о демонтаже старой системы, которая формировалась десятилетиями, системы, которая замкнута сама на себя и которая до сегодняшнего дня не пускала туда чужих людей.
- Как вы считаете, каким прокурором будет Луценко?
- Я убежден, что Луценко будет честным генпрокурором. Насколько позволяют функциональные обязанности, он будет публичным и открытым. Понятно, что генпрокурор может быть публичным не всегда и не всю информацию он может донести обществу. Что касается реформ, то Юрий Витальевич уверен, что ему по плечу демонтировать систему прокуратуры и создать новую качественную систему, в которую придут молодые юристы, адвокаты. Качественно это уже будет совершенно другой орган, который будет работать для людей.
- Поменяется ли к выборам на семи округах состав ЦИК, и кто будет преемником Охендовского?
- Убежден, что будут новые 12 человек ЦИК. За них мы проголосуем на следующей парламентской неделе. Кто будет главой ЦИК - не готов сказать. Надо видеть перечень кандидатур, которые подаст в парламент президент, и иметь результаты голосования. Не все кандидатуры могут иметь 226 голосов. А кроме того, сама ЦИК из числа своих членов выбирает председателя.
- А с вашей точки зрения, это должен быть кто-то, кто там уже какое-то время находится, или это должен быть совершенно новый человек?
- Позиция нашей фракции - мы подавали около десяти кандидатур, список формировали разные депутатские группы, и мы сознательно не ограничивали этот перечень, не проводили рейтинговое голосование, давая возможность президенту определиться и внести те кандидатуры, которые он считает целесообразным внести. Наша позиция была - старые члены ЦИК не должны перевноситься. И среди наших предложений нет ни одного старого члена ЦИК. Другие фракции подавали старых членов. Позицию главы ЦИК мы не обсуждали на фракции, но мое личное мнение, что это должен быть кто-то из 12 новых.
- Как вы считаете, что нам делать, если пожелания МВФ не совпадают с нашими национальными интересами?
- Работать с миссией МВФ, убеждать в тех позициях, в которых мы уверены. Предыдущий диалог с МВФ, когда мы получали первые транши, показал, что они прислушиваются к аргументам, если эти аргументы подготовлены. У них есть своя позиция, своя концепция, построенная на работе с другими странами.
- Было заявление, что МВФ не даст нам очередной транш, если мы не позволим торговать лесом-кругляком. Но многим понятно, что это не есть наш национальный интерес. Как поступать в таких случаях?
- Безусловно, вести переговоры. Но, если б я вел эти переговоры, то я бы начал с презентации программы реформирования "Укрлеса". Показывал бы, какие дополнительные доходы получит украинский бюджет, и таким образом аргументировал, что реализация этой программы будет выгодна для нашей страны и, соответственно, для МВФ, потому что более полный бюджет - это гарантия возврата кредитов МВФ.
- Как вы оцениваете назначение на должность Игоря Насалика? Почему не могут утвердить его зама - Уманского?
- Насалик, практически, единогласно поддерживался на фракции. Мы рады, что Гройсман прислушался к этой позиции. Что касается заместителей министров, то мое мнение, что каждый министр имеет право самостоятельно сформировать себе команду замов и нести за нее ответственность.
- Надо ли открыть для общества сведения, у каких компаний мы покупаем уголь в "ДНР", "ЛНР"?
- Когда речь идет об угле, мы, к сожалению, должны выбирать между плохим и очень плохим. У нас есть вариант покупать уголь у страны-агрессора; есть вариант покупать уголь, который добывается, по факту, на оккупированных территориях, хотя предприятия зарегистрированы в Украине; и есть вариант импортировать уголь из ЮАР, который на 18-20 долларов дороже, чем уголь из зоны АТО, и на 15 дол. дороже, чем российский уголь. Поэтому приходится выбирать. Что касается поставок угля из зоны АТО, то я считаю, что правильно сделал парламент, проголосовав за снятие НДС с операций по этому углю, потому что это была одна из схем оптимизации заработка на НДС. Что касается компаний, которые этим занимаются, то если компания зарегистрирована на украинской территории, если она платит налоги по украинскому законодательству и она предлагает конкурентные цены и проходит соответствующие тендерные процедуры, то любая такая компания имеет право поставлять. Я не думаю, что такие сведения закрыты.
- Как вы относитесь к тому, чтобы приватизировать "Центрэнерго"?
- Государство - плохой собственник, и максимум активов мы должны приватизировать и сделать это как можно быстрее. Абсолютно ошибочная риторика, что мы сейчас продадим наши активы за бесценок. Большинство наших предприятий с изношенными основными фондами и с оборудованием 20-го века. Даже если рынок вырастет, завтра они не будут стоить дороже, потому что через 3-4 года придут новые технологии, которые позволят производить продукцию или ту же электроэнергию совершенно по другой себестоимости. И эти наши предприятия будут только дешевле. Частник - лучший и более эффективный собственник, чем государственный менеджер. Это мировая практика. Но есть и исключения. Например, "Центрэнерго" в прошлом году впервые за 8 лет стало прибыльным. Притом, что частная компания ДТЭК, которая занимается аналогичной деятельностью, имеет полтора миллиарда убытка.
- А как вы объясните этот убыток?
- Я думаю, что в свое время они взяли достаточно большой объем валютных кредитов, а курс изменился в три раза, тариф на электроэнергию в три раза не вырос, и это несоответствие изменения тарифов к объему валютных кредитов - одна из основных причин. Что касается "Центрэнерго", то его прибыли все равно не достаточно для обновления основных фондов, на инновации и на новые инвестиции. Поэтому, на мой взгляд, абсолютно правильное решение было принято Кабмином о передаче акций "Центрэнерго" с Минтопэнерго в ФГИУ. И эта компания готовится к приватизации. Уверен, что интерес к этой компании будет.
- Принято решение не продавать наши объекты российским компаниям, но разрешено офшорным компаниям. Как можно проследить, кто вообще купил предприятие?
- Понятия "офшор" нет в украинском законодательстве. Поэтому запретить конкретно офшорные компании невозможно. Что касается прозрачности и конечного бенефициара, безусловно, такие механизмы есть, и я уверен, что конечный бенефициар будет известен. Без этого компания не будет продана. При нынешнем уровне открытости мирового сообщества - скрыть конечного бенефициара просто невозможно.
- Эксперты утверждают, что курировать выборы от БПП будет Березенко, который будет работать в связке с Довгим. Так ли это? Рассчитывает ли БПП выиграть выборы на всех семи округах?
- Безусловно, мы готовимся к выборам по этим округам. Березенко - член президиума нашей партии. Он отвечает за организационную работу, в том числе и за подготовку к выборам. Что касается Довгого, то никакого отношения ни к нашей партии, ни к выборам он не имел, не имеет и, надеюсь, иметь не будет.
- Луценко и Грынив - абсолютно разные люди. Как это поменяет работу внутри фракции?
- Игорь Алексеевич - опытный, мудрый и взвешенный политик. Он пользуется большим авторитетом во фракции. За него проголосовала вся фракция единогласно. Но, наверно стиль управления фракции как-то поменяется. Но я абсолютно убежден, что у нас как была, так и будет самая демократичная фракция в парламенте.
- У вас внутри фракции есть внутренняя фронда. Как вы будете с этим разбираться?
- Хочется не единоначалия и единодушия, а хочется эффективной работы. А то, что вы называете внутренней фрондой, то я бы не сказал, что это внутренняя фронда, а это часть депутатов нашей фракции, которые объединились в группу, причем это объединились депутаты с разных фракций. Член этой группы, "Еврооптимисты", Климпуш-Цинцадзе была выдвинута на позицию вице-премьера по евроинтеграции и была поддержана фракцией. Мы работаем, прислушиваемся, принимаем аргументы. Все нормально.
- Есть очень жесткая дискуссия Лещенко с вами. Он выдвигает вам ряд обвинений. Почему эта дискуссия возникла? В дальнейшем вы найдете общий язык?
- Лещенко - безусловно, талантливый журналист-расследователь. В этом он достаточно преуспел. Хотя, на сегодняшний день, имея дополнительные возможности народного депутата, продолжать свою журналистскую деятельность, на мой взгляд, это не совсем честно по отношению к другим журналистам. Потому что возможностей и доступа к информации у него больше, чем у его собратьев по журналистскому цеху. У него есть такой инструмент, как депутатские запросы, на которые все органы власти обязаны ответить в сроки и в безусловном порядке. Как молодой амбициозный человек он делает много полезной работы с точки зрения вскрытия нарывов, которые есть, но, наверно увлекается и использует не совсем корректные источники информации. Возможно, это его желание самовыразиться политически и то, что они декларировали создание какого-то нового политического проекта. Часть его обвинений не подтверждается никаким образом. Лещенко - это как система "Град". Когда он накрывает огнем целый квартал, убивает достаточно большое количество врагов, то страдают и невиновные, мирные жители. Вот так я к этому отношусь.
- А какой у них будет политический проект?
- На сегодняшний день подавляющее большинство политических проектов в нашей стране - авторские. Они созданы либо под лидера, либо под группу лидеров. На нашей стадии демократии вот так оно работает. Сейчас они ищут лидера.
- А я думала, что сначала ищут деньги.
- Проблема в том, что там, где найдут деньги, там и дадут лидера. А может, дадут теневого лидера, который будет диктовать политику. Мы проголосовали хороший закон, хотя он лег нагрузкой на бюджет, "О финансировании политических партий". Там очень жесткая отчетность и жесткая ответственность за использование средств.
- Депутаты все меньше посещают заседания. В каждой фракции есть влиятельные люди, которые поставлены на контакт с исполнительной властью, остальные - пешки. Как можно депутата вернуть в зал?
- У нас во фракции депутаты не делятся на влиятельных и невлиятельных. Есть руководство фракции, есть руководители групп, руководители соответствующих комитетов. Но каждый депутат имеет абсолютно равные права, как на фракции, так и в зале ВР. Что касается дисциплины, то это проблема и нашей фракции, и всего парламента. Часть депутатов ставит себе цель - стать народным депутатом, но не до конца понимают или не планируют, как организовать свою работу как народного депутата. На протяжении более 20 лет, когда в парламенте было неперсональное голосование - это допускалось.
-Что мешает сделать сенсорную кнопку в парламенте?
- Ничего не мешает. Сенсорная кнопка еще на какой-то процент уменьшит эффективность голосования, потому что физически можно не успеть проголосовать.
- Будут досрочные выборы?
- БПП против досрочных выборов. Мы считаем, что это существенно подорвет стабильность в нашей стране. Все зависит от эффективности работы всех ветвей власти. В первую очередь - Кабмина. Это касается и работы нового генпрокурора, как он ответит на ожидания, которые предъявляются обществом. Это касается и эффективности работы парламента, в том числе и дисциплины в парламенте. Если эти факторы будут - то и парламент, и Кабмин доработают до конца своих полномочий. Если этих факторов не будет - то когда-то эти досрочные выборы могут быть. Но их точно не будет в этом году.
- Вы бы хотели занять место в АП?
- Я далеко не уверен, что это идеально для меня. Кроме того, на сегодняшний день есть глава АП - Борис Ложкин, который достаточно эффективно справляется со своими обязанностями.
- Неужели вам не интересна исполнительная власть?
- При определенной модели, наверно - да. Но на сегодняшний день я вижу свою задачу как одного из руководителей фракции - в парламенте максимально помочь Кабмину выполнять свою работу.
- Вы являетесь коммуникатором от фракции с исполнительной властью?
- Нет. Ничего подобного. Нормальная модель парламентско-президентской республики - когда ключевыми коммуникаторами с профильными министрами являются главы комитетов. Когда речь идет о важных голосованиях, безусловно, есть звонки от профильных министров, и это уже дополнительные консультации.
- На заседании профильного комитета Южанина инициировала увольнение Насирова. Как вы считате, Насирова нужно освободить от занимаемой должности?
- Инициатива шла не от Южаниной, а от фракции "Самопомич". Южанина просто поставила этот вопрос в повестку дня, на обсуждение, и эту инициативу не поддержали. У Насирова на сегодняшний день есть вызовы, и самый большой - это реформа таможни. Я не готов говорить о персоналиях - я говорю о тех проблемах, которые существуют в налоговой службе.
- Сможет ли Парубий справиться с абсолютной разболтанной структурой парламента?
- Надеюсь, что да.
- Сколькими языками вы владеете?
- Четырьмя.
- Какими?
- Русский, украинский, английский, испанский.
- Кого вы считаете близким другом?
- Жену.
- Будете ли вы инициировать новый закон "О народном депутате"?
- Я готов участвовать в этой работе.
- Где вы отдыхали на майские праздники?
- Три дня был в регионах, занимался партийной деятельностью, и на три дня получилось "выскочить" в Испанию.
- Ваша любимая музыка и музыкальная группа?
- С удовольствием слушаю Высоцкого, старые записи. Готов слушать старые записи Макаревича.
- Что для вас неприемлемо в людях?
- Ложь и популизм в политике.
- Поддержите ли вы закон об импичменте президента?
- Согласно процедуре - да.
- Когда вы в последний раз были в России?
- Давно. Лет пять назад.
- Какие животные есть в вашем доме?
- Кот.
- Последняя прочитанная книга?
- Обычно я читаю несколько книг одновременно. Сейчас я перечитываю Хейли "Вечерние новости" и недавно закончил Жана Поля Гранже "Пассажир".
- На кого из киногероев вы хотели быть похожи в детстве?
- Наверное, на Вини Пуха.
- Могли бы вы убить человека и если - да, то при каких обстоятельствах?
- Нет. Ни при каких обстоятельствах.
- Когда будет голосование по выборам в Донбассе?
- Голосование будет тогда, когда будет выполнен тот закон, который мы проголосовали. Там четко сформулированы девять условий. Когда они будут выполнены, тогда будут выборы. Или, возможно, будет принят какой-то другой общественный консенсус.
- Самая сильная сторона президента?
- Системность, работоспособность.
- Самая слабая его сторона?
- Желание во все вникнуть лично, на что требуется много времени.
- Хотели бы вы вести собственную телепрограмму, как ваши некоторые коллеги-депутаты: Ляшко, Антон Геращенко, министр Кириленко?
- Пока нет.
- Проживает ли ваша семья в Украине?
- Да.
- Готовы ли вы назвать три фамилии, из-за которых рейтинг БПП и президента упал с 54% до 20%?
- Я не готов назвать три фамилии, но я готов назвать три причины: 1. Жесткая системная работа со стороны России по подрыву рейтинга президента и института власти, на которую тратятся колоссальные деньги.
- Назовем эту фамилией Путин.
- Да. 2. Это экономические проблемы в стране, связанные с боевыми действиями, когда страна потеряла 20% экономики - виновата война. 3. Популизм. У нас снова пришла мода на популизм. Популизм - это тоже причина.
- Спасибо, Игорь Витальевич.