Неизвестная история забытого проекта виртуальной реальности Apple
Задолго до того, как Google и Oculus начали мечтать о виртуальной реальности, Apple уже пыталась продвинуть эту технологию на рынок. Проект назывался QuickTime Virtual Reality, или QuickTime VR.
Пожалуй, это - один из самых странных проектов в истории Apple. Он был начат в тот период, когда Стив Джобс покинул компанию и работал в NeXT Computer. Проект сильно опережал свое время и в конце концов был свернут.
"Когда QuickTime VR был запущен, это было не видео. Это все еще были статичные изображения, сшитые вместе, чтобы давать 360-градусную картину мира. На то время это казалось просто удивительным", - вспоминает Джон Скалли в интервью Business Insider. Скалли занимал должность генерального директора Apple в период с 1983 по 1993.
Вот история забытого проекта виртуальной реальности Apple.
Опережая время
QuickTime VR создавался, чтобы выполнять примерно те же функции, какие выполняет сегодня 360-градусные видео на Facebook. Он должен был дать пользователю иллюзию присутствия, погружая его в статичную панораму с места съемки.
На то время эта технология казалась невероятной. Пользователи могли рассматривать виртуальный мир, перетаскивая изображение мышью - точно так же, как сегодня мы управляет трехмерными видео на YouTube.
Но следует учитывать, что в начале 90-х, когда создавался QuickTime VR, цифровые камеры были намного примитивнее. 360-градусных камер, которые умеют снимать буквально все вокруг себя, вообще не существовало в природе. Таким образом, перед компанией возникла необходимость создать инструмент для сшивания фотографий в единую панораму.
"Первый способ, который я придумал, был немного жульническим. Вы делаете миллион фотографий, а затем просто последовательно переключаетесь между ними. Все это я делал единственной камерой, поскольку использование матрицы из камер было на то время слишком дорогим", - вспоминает профессор Нью-Йоркского университета Дэн О'Салливан, один из разработчиков QuickTime VR.
Но даже когда фотографии были сделаны, производительности существовавших тогда компьютеров было недостаточно, чтобы сшивать их. Сегодня с такой задачей справляется смартфон, но в начале девяностых Apple пришлось приобрести отдельный суперкомпьютер Cray исключительно для склейки панорам.
Годы разработки
Apple работала над QuickTime VR несколько лет, но впервые проект был продемонстрирован публике в 1995. Началось же все с маленькой группы исследователей из отдела Human Interface Lab, которые хотели поиграть с новыми технологиями. Тогда они попытались создавать объекты в 3D путем оцифровывания реальных вещей.
По словам Дэна О'Салливана, в то время он был всего лишь молодым разработчиком, который имел довольно смутные представления о том, что надо делать, сидел в углу лаборатории и импровизированным 3D-сканнером сканировал банки Coca-Cola.
Эти невинные эксперименты оказались настолько успешными, что уже совсем скоро компания выделила на них дополнительные средства, включая деньги на покупку суперкомпьютера Cray.
"Я помню как Салли Райд - в то время она была в совете директоров Apple - не могла поверить, что может манипулировать 3D-геометрией в режиме реального времени. Так начался этот проект", - вспоминает Джон Скалли.
Одна из первых масштабных панорам QuickTime VR была сделана на мосту Золотые Ворота. Apple получила разрешение от мэра Сан-Франциско на то, чтобы подняться на одну из опор конструкции. После того, как в 1995 году система была показана на конференции MacWorld, команды QuickTime VR отправлялись снимать панорамы в самые разные уголки мира.
Но самое большое дело QuickTime VR было впереди.
Дело Симпсона
QuickTime VR привлек к себе всеобщее внимание, когда студия NBC использовала эту технологию, чтобы создать панорамные виды многоквартирного жилого комплекса Николь Симпсон во время процесса по делу О. Джея Симпсона в 1995.
NBC сфотографировала 26 различных локаций в кондоминиуме Николь Симпсон, и сшила их в панорамы при помощи QuickTime VR. Панорамы были продемонстрированы в прямом эфире. Apple работала в тесном сотрудничестве с NBC и даже предоставила студии копию программного обеспечения до официального релиза.
"Наш репортер Джек Форд мог показывать точную географию места преступления, вращать ее, демонстрируя все, о чем говорит. Он также мог немного увеличивать масштаб сцены. Это был удивительно эффективный инструмент", - говорит Дэвид Бохрмен, технологический консультант, который был в то время исполнительным продюсером экстренных новостей NBC.
"Виртуальная реальность для бедных"
Очевидно, что проект QuickTime VR имел очень много общего с нынешними панорамными видео или сервисами вроде Google Maps Street View. Даже сегодня большая часть того, что позиционируется как виртуальная реальность, на самом деле не является интерактивной средой, а, скорее, потомком панорамных изображений, с которыми экспериментировала Apple.
По мнению Дэна О'Салливана, называть QuickTime VR виртуальной реальностью было несколько опрометчиво и самонадеянно. Это была, своего рода, "виртуальная реальность для бедных".
Многие аспекты подобных панорам не изменились и спустя двадцать лет. Просто теперь сделать их может каждый пользователь.
Когда в 1997 году в Apple вернулся Стив Джобс, компания сменила приоритеты. Во главу угла были поставлены аппаратные продукты. Тогда же был свернут и QuickTime VR. По сути, проект развивался в недолгий период, когда Джобс не управлял компанией.
Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что Apple попыталась экспериментировать с виртуальной реальностью, пусть даже самой примитивной, за два десятилетия до других компаний. "Apple не является наиболее передовой технологической компанией. Когда речь идет об анализе и обработке данных она уступает Google и Facebook. Но Apple является абсолютным лидером в области пользовательского опыта. Очевидно, что QuickTime VR был ярим тому примером", - говорит Джон Скалли.