Пять прогнозов, в которые все верят, но которые могут не сбыться
Искусственный интеллект не столь близко, как кажется
Вы слышали об искусственном интеллекте? Конечно, ведь о нем пишут и говорят везде! Что вы думаете о нем? Думаете, скоро в нашем мире появятся машины, способные мыслить, как мы, и которые будут представлять для нас угрозу?
Билл Гейтс, Стивен Хокинг и Илон Маск говорят, что искусственный интеллект будет едва ли не главной угрозой для человечества. Американский изобретатель и футуролог Рей Курцвейл прогнозирует, что уже к 2029 году появятся машины, которые смогут пройти тест Тьюринга, а в 2040-х годах искусственный интеллект будет превосходить человеческий в миллиард раз.
Это сравнительно скоро. Если прогнозы сбудутся, большинство из нас увидят это своими глазами. Так же, как, например, в марте этого года мы увидели знаковую победу машины AlphaGo над человеком - профессиональным игроком в го Ли Седолем. Победу в игре, которая до этого момента считалась неподвластной компьютерам. Так же, как недостижима для машин человеческая интуиция, которая необходима для игры го.
Если искусственный интеллект уже близко, то проясним, что же все-таки понимается под этими словами. На самом деле, нет даже единого мнения на этот счет. Под словосочетанием «искусственный интеллект», как правило, подразумевается одно из трех его проявлений.
Первое - это узконаправленный интеллект. Он, собственно, уже существует. Когда в новостях говорят о ныне существующих машинах с искусственным интеллектом, то имеют в виду его. Это он обыгрывает чемпионов в шахматы и го, самостоятельно паркует машины и скоро окончательно поселится в наших телефонах в виде помощников-ассистентов.
А вот общий искусственный интеллект, который соответствует интеллекту «естественному», то есть человеческому, присутствует в статьях, посвященных будущему. Он еще не создан. Это интеллект человекоподобных роботов, в целом похожих нас.
И наконец - сверхинтеллект. Именно он и может, по опасениям многих футурологов, уничтожить человечество. Это интеллект SkyNet. Интеллект, чьи возможности превосходят возможности нашего мозга.
Мы хорошо продвинулись в создании узконаправленных систем. Компьютеры превзошли нас в некоторых направлениях. Лучше играют в игры, обрабатывают информацию и хорошо подражают нам.
Те замечательные роботы, которые так похожи на людей, правильно отвечают на вопросы и узнают собеседника, - всего лишь большие и совершенные игрушки. Они не способны мыслить и понимать то, что говорят. Они обладают мощными процессорами и руководствуются сложными программами. Но не имеют даже намека на самосознание.
Мыслительный эксперимент «Китайская комната» известного философа Джона Серла все еще актуален. Представьте, что вы не знаете китайского языка, но переписываетесь с китайцем и на китайском. Отвечая на вопросы собеседника, вы руководствуетесь инструкцией, в которой заранее указаны ответы на все возможные вопросы собеседника. Получив он него иероглифы с вопросом, вы ищете в инструкции указание, какие иероглифы выбрать для ответа. Собеседник может никогда не узнать, что вы не владеете китайским языком. А вы никогда не узнаете, о чем велась беседа.
Мы быстро продвигаемся в развитии интеллектуальных систем, но до того момента, когда они превзойдут свои инструкции и начнут самостоятельно мыслить, еще очень далеко.
Роботы не лишат нас работы
Мир, где вкалывают роботы, а человек, позабыв все хлопоты, наслаждается беззаботной и счастливой жизнью, был мечтой футурологов прошлого. Ныне такое будущее представляется кошмаром. То здесь, то там пишут, сколько миллионов человек останутся без работы уже через пару десятков лет. Перечни профессий, которые исчезнут в будущем, заполонили Интернет.
Для пессимистичных прогнозов есть все основания. Доклад Future of Jobs, подготовленный Всемирным экономическим форумом, подлил масла в огонь. Уже в ближайшие годы будет потеряно около пяти миллионов рабочих мест.
Поищем контраргументы. Марк Андриссен, венчурный предприниматель, легенда Кремниевой долины, один из основателей Netscape Communications, напоминает нам слова выдающегося экономиста прошлого Милтона Фридмана: «Человеческие потребности и желания бесконечны, а значит, всегда есть что-то, чем можно заняться». А это значит, что люди не останутся без работы. Вот четыре его аргумента.
Во-первых, роботы не так совершенны, как привыкли думать об этом люди. В ближайшие несколько десятилетий вряд ли что-то изменится. Марк - инженер, и ему можно верить. Пока что между тем, что умеют делать роботы, и тем, что умеет делать человек, огромная пропасть. И перепрыгнуть ее, то есть создать полностью универсальных роботов, которые могли бы заменить человека, не так уж и легко.
Даже когда они станут намного совершеннее, останется много вещей, которые они не смогут делать. Они не смогут творить, рождать новые идеи, создавать произведения искусства. И это второй его аргумент. Проще говоря, они не способны нестандартно мыслить. И ученые пока не знают, как это сделать.
В-третьих, в условиях, когда роботы сделают доступными многие блага (вещи, услуги), возрастет спрос на то, что роботы принципиально делать не смогут, а может только человек. В пример он приводит падение цены звукозаписей при одновременном росте в концертном бизнесе. Нам нравится живая музыка живых музыкантов. Вряд ли в ближайшее время мы пойдем на концерт рок-группы, состоящей из роботов. Разве что только из интереса.
И наконец, в-четвертых, сейчас созданы такие рабочие места, о которых 100 лет назад никто бы и не подумал. Люди прошлого сильно бы удивились, узнав, чем мы сегодня занимаемся. Так будет и в будущем.
Беспилотные автомобили еще не скоро появятся на дорогах
Пожалуй, уже осталось мало производителей автомобилей, которые бы не приступили к тестированию беспилотных технологий. То, что в будущем вместе с автомобилем мы будем покупать и личного шофера, уже понятно. Но как долго ждать этого момента? Казалось бы, такое будущее может наступить уже завтра, но нет.
Первым, кто отодвинул период наступления беспилотного будущего, был сам Google. В марте этого года Крис Урмсон, руководитель проекта самоуправляемых автомобилей компании, заявил, что полностью автоматизированные транспортные средства станут доступны не ранее чем через 30 лет.
А вот эксперты Ниди Калра (Исследовательский центр RAND) и Эдвин Олсон (Университет штата Мичиган) объясняют, почему это именно так.
Компании, разрабатывающие беспилотные автомобили, применяют разные подходы к обеспечению автономности своих робокаров. Подход Google - компании которая, наверное, ушла в этом направлении дальше всех - сочетает применение различающих препятствия сенсоров и заранее разработанных и загруженных в память автомобиля 3D-карт.
То есть прежде чем автомобиль выедет на улицу, по ней должна проехать команда инженеров Google и собрать информацию обо всем, что автономному автомобилю встретится в пути. На основе этих данных люди создают карту. Это специализированная карта для автомобиля, на которой обозначено все: от перекрестков до пожарных гидрантов. И это чрезвычайно затратный и трудоемкий процесс.
В будущем в компании надеются, что автомобили смогут сами собирать необходимую информацию и передавать ее в отдел картографии компании. Но сегодня это лишняя нагрузка на процессор машины.
Другим препятствием на пути к широкому использованию беспилотных автомобилей являются сами люди. В процессе движения робокару приходится взаимодействовать с водителями других автомобилей и пешеходами. Их поведение компьютеру сложно предсказать. А ошибка здесь может стоить человеческой жизни.
Добавим, что в этом плане беспилотные летающие дроны имеют меньше препятствий в применении. Человек так и не создал летающие автомобили, поэтому воздушные трассы - это то место, где беспилотники будут господствовать.
Препятствием являются и погодные условия. Не только человек плохо ориентируется при плохой погоде. В снегопад и в дождь сенсоры автомобиля тоже теряют чувствительность.
Не решена проблема и с кибербезопасностью автомобилей. Пока не исключена вероятность того, что беспилотный автомобиль в определенный момент пути станет пилотируемым. Вот только управлять в этом случае им будет не сам водитель, несущийся в робокаре со скоростью 100 километров в час, а злоумышленник, который сидит дома перед своим компьютером.
Остаются нерешенными и многие правовые вопросы использования беспилотников. Например, кто будет нести ответственность за ущерб, причиненный автомобилем? Владелец автомобиля или производитель, написавший ему программу?
Интернет-торговля не вытеснит обычные магазины
Все больше людей заказывают товары и услуги через Интернет. Это удобно, не отнимает много времени, а иногда и значительно дешевле, чем совершить ту же покупку в обычном магазине. В США, которые во многих сферах опережают остальной мир, интернет-торговля уже существенно меняет городскую среду. Сетевые универмаги закрываются, не выдерживая конкуренцию. Торговые центры после ухода универмагов - якорных арендаторов - не могут выйти на безубыточность и тоже закрываются.
Осталось добавить сюда выбор товара с помощью шлема виртуальной реальности и доставку покупок дронами, и вырисовывается совсем удивительный мир, в котором нам не придется ходить по магазинам вообще.
Но все-таки первое, что не даст им окончательно исчезнуть, это то, что они прочно вписываются в так называемую концепцию «третьего места». Если первое и второе места занимают соответственно дом и работа, то третье - это публичные пространства, где люди встречаются и общаются.
Многих людей привлекает в шопинге не сама цель приобретения товаров, а процесс. Выбор товара через Интернет не сможет заменить воскресный поход в торговый центр. Не все хотят сидеть дома перед компьютером. Даже если за товары в обычных реальных магазинах придется немного переплатить, люди будут на это согласны.
Торговые центры и магазины не единственные «третьи места» в городе, но клубы, кафе, театры иногда могут быть и не по карману, а парки и скверы могут быть недоступны в силу их территориальной отдаленности.
Видимо, понимая, что время магазинов еще не прошло, японская компания Hitachi разрабатывает робота, который будет помогать покупателям в реальных, а не виртуальных магазинах. Робот EMIEW, третья версия которого была представлена в апреле этого года, самостоятельно выбирает покупателя, нуждающегося в помощи, подходит к нему и консультирует по интересующему его товару. Разработкой робота компания занимается с 2005 года и останавливаться не собирается.
Не стоит забывать, что телевидение, которое позволило нам смотреть фильмы дома, не вытеснило кинотеатры, как те, в свою очередь, не вытеснили театры. Новые возможности встраиваются в привычный быт людей, занимая свою нишу. Магазины изменятся, потеряют часть продаж, но все равно останутся.
Колонизация Марса практически нереальна
То, что человечеству необходимо найти себе еще одну планету и заселить ее, стало уже аксиомой. Стивен Хокинг призывает искать в космосе новую планету для человечества. Илон Маск работает над тем, чтобы отправить на Марс первых колонистов. Жизнь на два дома для человечества была бы интересна и безопасна.
Считается, что вторым таким домом должен стать Марс. Если мы - Земля и земляне - погибнем, они - Марс и марсиане - выживут и продолжат жить.
Только представьте: такие же, как и на Земле, города, межпланетные путешествия и межпланетный Интернет, летние каникулы у бабушки на старушке Земле. А еще заполненные водой долины Маринера (а в будущем море Маринера) и курортные города на берегу. И, конечно, цветущие яблони у подножия самого высокого вулкана в Солнечной системе - Олимпа. Насколько же это реально?
Возможно, мы сможем построить обитаемые базы на Марсе. Вероятно, мы найдем людей, которые согласятся покинуть Землю, чтобы провести жизнь в металлических капсулах на поверхности безжизненной планеты, или, наоборот, спасаясь от радиации, в подземных пещерах. Если захотим, то найдем средства, чтобы периодически отправлять на Красную планету транспортные корабли с оборудованием, инструментами и всем остальным, что можно сделать на Земле, но нельзя сделать на Марсе. Но мы не достигнем целей, о которых было сказано выше.
В случае гибели человечества на Земле, марсианская колония прекратит свое существование спустя некоторое время с момента прибытия последнего транспортного корабля. А даже если колонисты и смогут выжить, возродить человеческую цивилизацию в условиях Марса у них не получится.
Это все равно, что надеяться, что космонавты МКС смогут продолжить нашу цивилизацию в случае гибели Земли. Для того чтобы человеческая колония на Марсе стала полностью самостоятельной, планета должна быть терраформирована.
Не так давно Илон Маск предложил взорвать термоядерные бомбы над полюсами Марса. Это позволит разогреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни в будущем.
Инженер и руководитель «Марсианского общества», организации изучающей возможности освоения Марса, Роберт Зубрин предлагает в течение 50 лет сбрасывать на поверхность планеты астероиды.
Есть даже предложения «уронить» на Марс его спутники - Фобос и Деймос. Фобос в любом случае должен упасть на Марс, а Деймос от него удаляется. Падение крупного объекта должно разогреть планету.
По оптимистичным предположениям самого Зубрина, терраформирование Марса в землеподобную форму займет тысячу лет. Это даже намного меньше, чем цифры, которые высказывались другими учеными ранее: от 20 до 100 тысяч лет.
Вот только если оперировать тысячелетними временными рамками, то за это время мы вполне сможем найти более пригодные для жизни планеты у других звезд и отправить туда экспедицию, а Марс сохранить в его первозданном виде.
Но, тем не менее, во всех прогнозах, сколь фантастическими бы они ни казались, есть несомненная польза. Мы чаще задумываемся о том, что нас ожидает, и ищем решение проблем, которые нам кажутся непреодолимыми.