Опасность трудовой иммиграции украинцев
У нас не принято в Украине говорить о трудовой иммиграции. Украинская власть просто старается не замечать ее, или, если и вспоминает, то говорит о ней какими-то мифическими лозунгами о безвизовом режиме, который вообще не имеет никакого отношения к трудовой иммиграции.
Для легальной работы за рубежом нужна трудовая виза при любом безвизовом режиме. Но вот IOM (Международная организация по миграции) сделала очень хороший отчет о трудовой иммиграции украинцев. При этом использовала не только публичные данные, но и опросы гастарбайтеров в разных странах мира, и опросы самих украинцев, которые еще в Украине.
Первый вывод, который можно сделать из этих опросов - многие украинцы хотят уехать на заработки за границу, хотя понимают все сложности и тяготы работы за рубежом.
Согласно данным IOM легально за рубежом работает около 690 тыс. украинцев. При этом около 300 тыс. опрошенных заявили, что собираются в ближайшее время уехать на заработки за границу.
Среди опрошенных молодых людей в возрасте 18-29 лет около 63% высказались, что хотят уехать на работу за границу. Тенденция по росту трудовой иммиграции нарастает в Украине. И это хорошо заметно по нашей экономике, но не заметно для правительства Украины, которое больше переживает за название улиц и городов, но не за заработную плату граждан.
Сложно оценить нелегальное количество украинских гастарбайтеров. Но согласно опросу IOM около 30-40% украинцев работает за границей нелегально. При этом большая часть из них, трудится, как правило, на сезонных работах, где показатель нелегальных работников может достигать 50-60%.
Если признать правдивость ответов респондентов, то можно смело сказать, что реально за границей работает около 1-1,2 млн. украинцев.
Что самое примечательное, и это отмечают и эксперты IOM, украинские гастарбайтеры самые экономные. Они около 60% своих заработков откладывают, чтобы или накопить на будущее, или выслать домой. Тогда как, например, албанцы только 30% своих заработков откладывают на будущее. В результате такой бережливости украинцы стали просто-таки идеальным источником притока валюты в Украину.
Как не сложно догадаться, большая часть денег, которые украинские гастарбайтеры перечисляют в Украину, используется для обеспечения жизни семей и родных, которые остались дома. Только около 25% перечисленных денег от гастарбайтеров поступает на банковские депозиты в Украине. Тут стоит сказать, что раньше этот показатель был больше, но согласно опросу IOM, многие наши заработчане после "реформ Гонтаревой" не доверяют украинским банкам. И поэтому, опять же согласно опросу, около 60% своих сбережений они хранят в иностранных банках или в виде наличной валюты. Нет доверия, нет и денег.
Очень интересный вопрос задавали во время интервью представители IOM нашим гастарбайтерам: сколько они хотят накопить денег, чтобы можно было возвратиться в Украину. Большая часть назвала цифру в $200 тыс. Вот такая мечта у наших людей.
Стоит заметить, что около 60% из них не настроены, а 19% еще не определилось, и только 21% твердо решили остаться за границей. Но главным фактором, который может заставить украинских гастарбайтеров вернуться на родину, является работа.
Больше 70% всех опрошенных украинских зарабитчан заявили, что они бы не уехали из Украины, если бы была достойная работа и зарплата. И только 4% из опрошенных уехали на работу за границу по этническим и моральным факторам. Так что, как видите, можно вернуть на родину, но тут возникает вопрос: а нужно ли это делать?
Обратно, домой
По официальным данным за 2015 г. украинские гастарбайтеры перечислили домой около $5 млрд. по официальным каналам (банковские переводы и международные платежные системы). Но согласно информации IOM, больше половины денег наши люди передают "из рук в руки" в виде наличности. Поэтому можно смело сказать, что общая сумма валюты, поступившая в Украину в 2015 г. около $9-10 млрд. И это не кредиты МВФ, которые нужно возвращать, а инвестиции в экономику Украины.
Как это ни парадоксально звучит, но именно украинские гастарбайтеры сейчас самые главные инвесторы в Украину. За весь период с 1992 по 2015 годы общая сумма прямых зарубежных инвестиций в нашу страну составила $43 млрд. В самый успешный 2007 г. общая сумма прямых зарубежных инвестиций составила около $12 млрд., а в 2015 г. всего $3 млрд. Получается, что Украине выгодно, чтобы как можно больше украинцев работало за рубежом. Это главная надежда на приток валюты.
Согласно исследованиям IOM, самые высокие заработки украинских гастарбайтеров в США и Канаде, в ЕС меньше, а самые низкие - в странах СНГ. Но, в целом, получается, что в среднем один украинский гастарбайтеров зарабатывает в месяц около $2 тыс. Это без учета налогов и вычетов.
Но, в любом случае, в Украине обеспечить такую зарплату сложно, даже через двадцать-тридцать лет. Тем более что большая часть украинских гастарбайтеров работает простыми рабочими на стройке или в торговле. Очень много наших женщин работает нянями или санитарками. И только около 5% украинцев трудятся как высококвалифицированные специалисты в финансовой или ИТ сфере. Но рынок спроса в ЕС или США формируем не мы, нам приходится приспосабливаться.
И вот тут задача для украинской власти, если они не могут обеспечить украинцев достойной работой, то нужно решить проблему легальной работы за рубежом. Уже давно назрела проблема, чтобы правительство Украины провело переговоры с Польшей и Чехией о легализации труда гастарбайтеров и создало условия для массовой трудовой иммиграции в эти страны. Ибо эти страны сейчас самые популярные у наших потенциальных гастарбайтеров, которые хотят поехать на работу за границу. В перспективе было бы хорошо решить проблему и трудовой иммиграции в Германию, США, Канаду. Это самые выгодные страны для наших работников, но с этими странами будет сложно договориться о легальной трудовой иммиграции. Но это нужно делать. Проблема налицо.
По информации IOM около 3,7% домов и квартир в Украине пустует в результате того, что их жители работают за границей. Это немного, как может показаться, но, если не узаконить трудовую иммиграцию сейчас, потом будет поздно и сложно это сделать.