Эксперт назвал достижения и поражения П.Порошенко после двух лет президентства
По мнению эксперта, результаты работы Президента Украины в нынешних условиях - адекватные
Основными достижениями Президента Украины Петра Порошенко является остановка наступательных действий Российской Федерации, а также запуск судебной реформы и разработки изменений в Конституцию относительно децентрализации. Такое мнение высказал в комментарии политический аналитик Тарас Чорновил.
"Результаты разные. На мой взгляд, результаты достаточно нормальные, адекватные, как к тяжести обстоятельств, и в условиях, откровенно говоря, неадекватности еще и парламента. Главный и первый (результат - ред.) - остановить наступление России, остановить большие мощные операции, не дать возможности России раскрутиться в этой войне, сделать проект "Новороссии", который предлагался, и не допустить того, чтобы Россия могла безнаказанно осуществлять все эти шаги. Для этого надо было сделать дипломатическое давление на Россию, второе - создать армию. Это, собственно говоря, и есть основные пункты, которые лежат в конституционных полномочиях Президента. В первую очередь, война с Россией, борьба против внешней агрессии, борьба против внутренней "пятой колонны", мне кажется, она сработана достаточно хорошо", - сказал он.
По словам Т. Чорновола, Президент действительно смог остановить агрессию России, которая разрасталась. "Давайте вспомним, через несколько месяцев после начала его каденции произошло реальное вторжение российских войск, произошло создание котла под Иловайском, и была колоссальная угроза пробивания так называемого сухопутного пути на Крым и полного раскручивания проекта "Новороссия" с реальным военным вторжением на территорию других областей", - отметил эксперт.
"Удалось создать несколько очень превентивных жестких ударов. Во время одного погибла целая российская военная часть, которая вторглась. И это было шоком. Это остановило по крайней мере на несколько недель наступательную операцию, в то время мы уже смогли перестроиться и выстроить нормальную оборону. Мы не дали захватить Мариуполь, который фактически уже был безнадежен. А нам удалось по северным районам, там где есть прямой путь на Харьков, на Киев, оттеснить врага и фактически освободить весь северный угол. К сожалению, вторжение произошло по югу, но они захватили только почти незаселенные сельские районы. То есть, оккупацию они снова возобновили на определенной территории, но по экономически важным зонам все-таки удалось отстоять", - отметил он.
По его мнению, Президент П. Порошенко сумел очень хорошо провести внешнюю политику, даже несмотря на то, что международные партнеры изначально не хотели видеть российскую агрессию в Украине.
"Но западные партнеры, которые раньше с открытым ртом слушали Россию, при всем против России вводят санкции. То есть, ее признали не просто участником конфликта, ее признали реально виновником конфликта... В данном случае надо понимать, что ему (П. Порошенко - ред.) удалось где-то нас уберечь от наступательных операций, от серьезной войны... Он сумел, не введя военное положение, сохранить обороноспособность Украины на хорошем уровне", - сказал Т. Чорновил.
Среди положительных шагов Главы государства эксперт назвал также и введение судебной реформы. "Запущена больше, чем надеялись. Было ожидание, что будет введено только внесение изменений в Конституцию, но все имплементирующие законы будут приниматься в течение года-двух после этого. Удалось одновременно с изменениями в Конституцию, это редкая ситуация, проголосовать имплементационный закон о судоустройстве. Это очень хорошо, потому что ситуация кардинально теперь меняется. Судебная реформа начинается уже реально в этом году. К концу этого года мы уже должны иметь перетрансформированный Верховный суд Украины. Это уже позитив. Исчезают прокладки имени Януковича - хозяйственные суды, всякие специальные суды. То есть, прокладки, которые на самом деле были наиболее коррупционной составляющей. Остается реально Верховный суд Украины как кассационная инстанция. Его роль возрастает. Мне кажется, это является колоссальным позитивом, которого ему удалось достичь и выбить из парламента достаточно единогласно", - убежден он.
К тому же, продолжил Т. Чорновил, к позитивным сдвигам следует отнести возвращение Надежды Савченко и возможное возвращение Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева. "На верхней восходящей точке так же переговоры по Сенцову и Кольченко", - сказал он.
Кроме того, добавил Т. Чорновил, старт реформ в Генпрокуратуре и возможность привлечения в прокуратуру работников вне системы является большим сдвигом.
"О негативах. Основные негативы не в самом Порошенко и не в его деятельности кроются. Просто он не смог сделать того, что невозможно сделать. Скажем, с Россией невозможно просчитать какие-то шаги. Можно сто лет рассказывать, что было бы лучше и эффективнее, если бы вместо того, чтобы вести минский процесс, дальше вести реальные боевые действия и мы, мол, их уже выкурили бы. Я думаю, что нет. Уже бы Одессу и Харьков потеряли. Это вопрос дискуссии. Можно конечно забрасывать Порошенко, что он пошел на мирный путь. Но он перед выборами обещал, что будет президентом мира. И, в принципе, это сделал. Но возвращения территории на самом деле не произошло. Могло ли произойти? Здесь разные варианты. Я считаю, что не могло", - считает Т. Чорновил.
По мнению эксперта, определенным проигрышем П. Порошенко является и то, что он не сумел подготовить общество к тому, что норма об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей является полезной, и речь не идет об особом статусе Донбасса.
"Изменения в Конституцию (в части децентрализации - ред.) и имплементационные законы, а также законы, связанные с префектами, действительно очень хорошие. Они эффективны, но они затормозились. Чтобы остановить военную агрессию России, ему пришлось пойти на уступки, в которых было предусмотрено, что в заключительных положением зафиксирована необходимость принятия, а он, собственно, уже принят еще в 2014 году, а в 2015 - дополнен, закона об особенностях местного самоуправления районов Донецкой и Луганской областей. Ему пришлось на это пойти. Хотя Россия действительно хотела, чтобы там было об особом статусе", - добавил эксперт.
"Он не сумел подготовить общество к тому, что эта норма полезна. То есть, на тот момент у него не было выстроено коммуникации с обществом и это привело к тому, что силам, которые были против этих законодательных норм или просто против урегулирования ситуации на Востоке, удалось взбудоражить ситуацию, вызвать полное общественное недоверие. Причем никто этих законов не читал, но все против. Вот здесь у него поражение - отсутствие достаточной коммуникации в очень важном вопросе. Я думаю, что это определенный проигрыш", - отметил Т. Чорновил.
Также, по словам эксперта, есть проблемы и в социальной и экономической сферах.
"Здесь есть проблемы свои. Они, мне кажется, за тот период больше зависели от определенного волюнтаризма Яценюка (Премьер-министр Украины (2014-2016) Арсений Яценюк - ред.), который считал, что нельзя на него ничем влиять. И влияние на него со стороны Порошенко были достаточно условным и достаточно эпизодическим. Можно было и нужно было больше давить, чтобы вытеснить все-таки какие-то определенные моменты деолигархизации, в том числе в правительстве. Этого не было сделано", - считает он.
В то же время теперь, по его мнению, его команда получила намного большие властные полномочия, потому что Премьер-министр относится к его сегодняшней команде. Хотя, уточнил эксперт, В. Гройсман, как и Ю. Луценко не являются "людьми" П. Порошенко.
"Они члены одной команды, а это значит, что в такой ситуации он имеет больше возможностей достичь результата. Мы сейчас видим, что определенные реформы пошли. Мы видим первый рост экономики после колоссального падения. Но здесь момент ответственности колоссальный. Он согласился взять на себя ответственность за полное состояние дел в государстве. Хотя мог, в принципе, от этого отказаться и не известно правильно ли, что он так поступил. Хотя не на кого возлагать должность Премьер-министра. Никто не хотел становиться им, кроме карикатурных некоторых персонажей", - отметил он.