Вторая годовщина освобождения Мариуполя: как это было
13 июня 2016 года Украина отмечает вторую годовщину «зачистки» Мариуполя от пророссийских террористов и их кремлевских кураторов. Именно события 13 июня позапрошлого года дали стране надежду, что путинскую агрессию можно остановить.
После провозглашения 6 апреля 2014 года так называемой "ДНР" в Мариуполе активизировались пророссийские экстремисты. 13 апреля, на фоне бездеятельности правоохранителей боевики этой террористической организации захватили мариупольский горсовет.
16 апреля террористы предприняли попытку неудачного штурма базы 18-го полка Национальной гвардии. В течение апреля продолжалась эскалация напряженности. В городе объявили режим АТО, перебросив в Мариуполь антитеррористический спецназ НГУ "Омега". Сторонники "ДНР" начали захватывать райсоветы.
На майские праздники градус противостояния достиг своего максимума. Первомайская демонстрация прошла под флагами "ДНР" и российскими триколорами. В ночь на 4 мая в городе начались вооруженные столкновения. 6 мая террористы покинули здание горсовета. На следующее утро глава МВД Украины Арсен Аваков сделал поспешное заявление об "освобождении Мариуполя", но уже к полудню боевики "ДНР" вернулись в мэрию.
Именно 7 мая стало понятно, что большинство местных милиционеров − либо трусы, либо предатели. Город окружили украинские блокпосты, в Мариуполь начали входить силы АТО на бронетехнике. Возле поселка Мангуш в 20 км от города произошло первое боестолкновение террористов с батальоном "Азов", впоследствии сыгравшим ключевую роль в освобождении украинского Приазовья. "Азовцы" взяли в плен и этапировали в Киев "министра обороны ДНР" Игоря Какидзянова.
9 мая начались бои в городе, в ходе которых было полностью сожжено здание городской милиции, а также частично − горсовета, прокуратуры и других органов власти. В ходе тех боестолкновений героически погибли начальник мариупольского ГАИ Виктор Саенко, боец "Азова" Родион Добродомов и другие силовики. Террористы захватили в плен начальника городской милиции Валерия Андрощука. Бойцы АТО и руководство города покинули Мариуполь. Под контролем Украины остался только аэропорт.
В городе началось мародерство и уничтожение городской инфраструктуры. 11 мая прошел псевдореферендум по вопросу "суверенитета ДНР". Принадлежащая олигарху Ринату Ахметову корпорация "Метинвест" объявила о создании "народных дружин" − для противодействия мародерам.
На совещании МВД в Киеве 12 мая, ввиду отсутствия боеспособных подразделений ВСУ и НГУ, было решено сделать ставку на батальон "Азов". Подразделение вывели в Бердянск, где провели доукомплектацию и огневую подготовку. "Азовцы" тренировались, используя макет реального укрепрайона террористов в Мариуполе. От первоначального плана "зачистки" города 23 мая силовики отказались, "пожертвовав" возможностью провести в Мариуполе президентские выборы. Определились с новой датой − 13 июня.
В освобождении города задействовали 150 бойцов "Азова", 2 роты батальона "Днепр", 2 роты Национальной гвардии и спецназ МВД. Им помогали члены "Правого сектора" и проукраински настроенные мариупольцы. Около полутысячи военнослужащих ВСУ и НГУ блокировали район проведения спецоперации. Накануне часть террористов (т. н. "банда Чечена"), получив информацию о предстоящей "зачистке", покинула город, не предупредив остальных. Хотя сам "Чечен" остался в Мариуполе и сгорел в машине во время боя.
По итогам спецоперации силы АТО вернули контроль Украины над Мариуполем, уничтожив опорные пункты боевиков и освободив админздания. С украинской стороны обошлось без жертв, у террористов − 6 погибших. В течение последующей недели были арестованы лидеры боевиков, в том числе "народный мэр" Мариуполя Фоменко и куратор боевиков Грузденко.
На территории города и его окрестностей восстановили правопорядок, и уже 13 июня президент Украины Петр Порошенко принял решение о временном перенесении в Мариуполь органов власти Донецкой области (они находятся там до сих пор). Несмотря на все дальнейшие попытки оккупантов захватить город (в том числе и варварский обстрел Мариуполя из "Градов" 24 января 2015 года), он продолжает находиться под контролем Украины. Хотя и является для оккупантов целью №1, главной преградой для "прокладки" сухопутного пути в аннексированный Крым.